Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Госдума поддержала законопроект, расширяющий антикризисные полномочия правительства - ИТАР-ТАСС

07.07.2012

МОСКВА, 6 июля. /ИТАР-ТАСС/. Госдума сегодня приняла в первом чтении законопроект, расширяющий антикризисные полномочия правительства РФ. Соответствующие изменения, предложенные правительством, вносятся в Бюджетный кодекс и закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

"Суть этого законопроекта заключается в том, чтобы снизить возможные риски, которые сегодня возникают в рамках тех процессов, которые происходят в мировой экономике, - заявил министр финансов РФ Антон Силуанов, представляя документ депутатам. - Проблемы сегодня мировой экономики связаны, в первую очередь, с долговыми проблемами стран как еврозоны, так и ряда других стран с крупнейшими экономиками. В этой связи меняется резко спрос со стороны мировой экономики, меняются резко цены на сырье. И мы видим, что цены на нефть, действительно, если мы планировали на этот год 115 долларов за баррель, сегодня цена около 90 долларов за баррель, с начала года средняя - 112. Поэтому от этого все зависит, зависят и поступления в доходы федерального бюджета. Кроме того, мировой спрос влияет и на спрос на другие товары нашего экспорта, что, в свою очередь, влияет и на темпы роста нашей экономики".

Проект закона позволяет правительству без внесения изменений в закон о федеральном бюджете направлять средства Резервного фонда, а также средства, подлежащие перечислению в этот фонд, в том числе с возможностью превышения общего объема расходов федерального бюджета, на осуществление мер по поддержке стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социального обеспечения населения и других мер социальной политики.

При этом объем средств Резервного фонда, направляемый на увеличение бюджетных ассигнований на сокращение долговых обязательств, заимствований, обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе с возможностью превышения общего объема расходов федерального бюджета при предоставлении межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, а также на осуществление мер по поддержке стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социального обеспечения населения и других мер социальной политики не может превышать 5 проц от общего объема расходов федерального бюджета, утвержденных законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В целях конкретизации действия данной нормы в 2012 году в законе "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" размер использования средств Резервного фонда и средств, подлежащих перечислению в данный фонд, ограничивается 200 млрд рублей.

В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков в 2012 году в случае ухудшения экономической конъюнктуры предполагается осуществить дополнительную капитализацию банковского сектора путем обмена облигаций федерального займа /ОФЗ/ на привилегированные акции банков. Для этого правительству РФ предоставляется право осуществить эмиссию ОФЗ с постоянным купонным доходом в объеме до 150 млрд рублей по номинальной стоимости со сроком погашения в 2022 году. Размещение таких ОФЗ будет осуществляться путем заключения договора мены на акции банков в порядке, установленном законом "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков".

В соответствии с решениями правительства РФ предлагается внести изменения, направленные на дополнение целей предоставления государственных гарантий РФ в иностранной валюте по заимствованиям юридических лиц, осуществляемым для реализации инвестиционных проектов, положением о предоставлении таких госгарантий на иные цели, установленные правительством. Аналогичная норма уже предусмотрена программой госгарантий РФ на 2012 год, в части инвестиционных гарантий в валюте РФ.

При этом правительство РФ будет вправе делегировать Минфину России в 2012 году в пределах сумм, определенных программами госгарантий РФ в рублях и в иностранной валюте на 2012 год полномочия принимать решения о предоставлении таких госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке и на цели, установленные правительством. Сроки возврата суммы кредита /выплаты номинальной стоимости облигаций/ по кредиту /облигационному займу/, привлекаемому на цели, установленные правительством, составят от трех до семи лет.

Правительство в случае необходимости будет вправе принять решение об увеличении верхнего предела госдолга РФ по соответствующим госгарантиям, а также о предоставлении госгарантий по обязательствам принципалов, имеющих просроченную задолженность по денежным обязательствам перед Россией и по обязательным платежам в бюджетную систему страны. Предоставление таких госгарантий будет осуществляться в пределах объемов, предусмотренных законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", а также в пределах дополнительных объемов, высвобождаемых в части гарантийной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном округе.

В связи с тем, что такие госгарантии будут обеспечивать обязательства, возникающие после 1 января 2015 года, ассигнований на их возможное исполнение в законе "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" не требуется.

В целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития в случае ухудшения ситуации на финансовых рынках, правительство также будет вправе в 2012 году определять предельные объемы и основные условия размещения средств Фонда национального благосостояния на депозиты во Внешэкономбанке.

Концепция законопроекта состоит в том, что правительство, Дума и государство должны быть готовы к любым изменениям внешнеэкономической конъюнктуры, к любому ухудшению экономической ситуации, считает председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. "И о наборе мер, который предлагает правительство, можно спорить – надо ли туда что-то добавить или нет, - но нет никаких сомнений, что он должен быть утвержден заранее и обеспечен деньгами", - уверен он. Другой вопрос, по его словам, если действительно вдруг случается какая-то ситуация, означает ли это, что "правительство будет действовать самостоятельно, и никакая Дума, и никто другой здесь не нужен". "И я очень рад, что Антон Германович Силуанов сейчас подтвердил – правительство согласно с тем, что тот позитивный опыт взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти, который был накоплен в кризис 2008-2009 годах, должен быть не только использован, он должен быть прописан в данном законопроекте в рамках поправок ко второму чтению. Я думаю, нам еще предстоит серьезно над этим поработать", - сказал глава думского комитета.

Говоря о передаче правительству полномочий по изменению параметров бюджета, Макаров обратил внимание, что параметры бюджета – это те полномочия, которая Госдума не может передать никому, в том числе и правительству. "Обсуждение на комитете было тому свидетельством, и я благодарен министерству финансов, что они согласились с нашими доводами, - продолжил депутат. - Конечно, такие случаи в мировой практике были, но только тогда, когда начиналась война. Я не думаю, что сейчас у нас война и надо прекращать полномочия парламента".

Макаров также сообщил, что есть вопросы относительно того, когда наступает необходимость применения антикризисных мер. "Сразу скажу, что у нас здесь есть очень серьезные вопросы, потому что сам по себе термин "ухудшение экономической ситуации", даже будучи прописанным в Бюджетном кодексе, не несет в себе какого-то содержания, - заявил парламентарий. - Упала цена на нефть на 5 центов – это ухудшение экономической ситуации? Вроде да. Необходимо ли применение этих мер? А черт его знает. … Так вот, здесь необходимо очень серьезное уточнение".

Первый зампред бюджетного комитета от КПРФ Сергей Штогрин сообщил, что фракция будет голосовать в первом чтении против законопроекта. Депутат согласен, что "ситуация достаточно критическая и меры надо будет принимать", если ситуация будет развиваться в нежелательном направлении. Однако, по его словам, "надо не отрешать парламент от участия в бюджетном процессе и от контроля за расходованием бюджетных средств, а наоборот".

Фракция "Справедливая Россия", по словам первого зампреда бюджетного комитета Оксаны Дмитриевой, также поддержать законопроект не может. "Если возникнет кризис, то данный законопроект будет либо вреден, либо бесполезен, - сказала она. - Потому что один кризис на другой не похож, а даже те меры, которые ранее были реализованы, были неэффективны". А в законопроекте, по ее словам, предложены все те же меры, которые были реализованы в 2008-2009 годах, практически зеркально, и которые вызвали большую критику при их рассмотрении и реализации. "Тем более, сейчас уже есть результаты прохождения кризиса. И действительно, мы прошли кризис хуже, чем страны "большой восьмерки" и большинство стран "большой двадцатки", - отметила Дмитриева.

В отличие от коллег-оппозиционеров первый зампред бюджетного комитета от ЛДПР Максим Рохмистров сообщил, что фракция поддерживает законопроект. Но только при условии, если ко второму чтению будут учтены те замечания и претензии, которые были высказаны в ходе его обсуждения в Госдуме. "Введение чрезвычайных мер, которые правительство предлагает настоящим законопроектом, оно, конечно, должно иметь смысл, - считает парламентарий. - Но, ни в коей части не касаемо передачи полномочий правительству полномочий парламента".

Макаров считает, что законопроект должен стать законом уже в рамках весенней сессии, но при этом необходимо учесть замечания, сделанные в ходе его обсуждения как на комитете, так и на пленарном заседании. "Мне представляется, что когда мы говорим о принятии этого закона, самым худшим вариантом было бы его непринятие, - сказал депутат журналистам. - Таким образом, был бы дан неправильный сигнал, что исполнительная и законодательная ветви власти в условиях кризисной ситуации не готовы работать вместе".

Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, на рассмотрение Госдумы во втором чтении законопроект планируется вынести 11 июля, в третьем – 13 июля.

Наверх