Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Минфин вызвал сомнений на 10 трлн рублей - Коммерсант

24.01.2013

Госдума приняла вчера в первом чтении правительственный законопроект о создании Росфинагентства. Эта структура может получить в управление до 10 трлн руб. государственных средств — сумму, сопоставимую с размером федерального бюджета. Оппозиционные фракции заявили, что законопроект передает госнакопления "в аутсорсинг коммерческой структуре", и назвали его "выкопанной во дворе Минфина дохлой кошкой". "Единая Россия" также жестко раскритиковала новации, но привычно проголосовала за — пригрозив Белому дому тем, что полностью перепишет проект при втором чтении.

Росфинагентство (пока неформальное название нового органа) может получить в управление средства суверенных фондов (сейчас это 4,6 трлн руб.), часть государственного долга, выраженную в виде госбумаг (ОФЗ и еврооблигации, порядка 4,5 трлн руб.), а также другие активы — как пенсионные средства "молчунов" (1,6 трлн). Таким образом, общая сумма средств, которая может оказаться под контролем агентства,— более 10 трлн руб. (размер федерального бюджета-2012 — 12,8 трлн руб.). Впрочем, пока есть решение по гораздо более скромной сумме — Владимир Путин в послании Федеральному собранию распорядился вложить первые 100 млрд руб. Фонда национального благосостояния в ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (предположительно речь может идти об облигациях РЖД, которые госкомпания намерена размещать в 2013 году). Этим в первую очередь и займется Росфинагентство.

Заявленная чиновниками цель законопроекта — повышение доходности от размещения накоплений фондов и снижение стоимости госдолга. Замглавы Минфина Сергей Сторчак, представлявший вчера законопроект Госдуме, сообщил, что нынешняя схема размещения средств фондов исключительно в иностранные облигации с высшим рейтингом дает доходность 0,74% годовых. При размещении хотя бы 30% этих средств в акции доходность, по расчетам Минфина, могла бы увеличиться в шесть раз — до 4,9% годовых. Минфин всегда критиковали за низкую доходность фондов, напомнил господин Сторчак. Поэтому сейчас, по его словам, ведомство предлагает сменить консервативную инвестиционную политику на более активную — с повышенными рисками, но и более доходную.

Рисковость Минфина не понравилась депутатам. Наибольшее возмущение у них вызвало то, что новую структуру предложено создать в форме открытого акционерного общества (ОАО). Напомним, что идея создания такой специализированной структуры в правительстве обсуждалась в течение трех последних лет и изначально агентство планировалось учредить в форме госкорпорации. Но к этой организационно-правовой форме стало возникать все больше вопросов — и Минфин предложил создать агентство в виде ОАО с учредителем в лице правительства. "Это гибкая форма, позволяющая рынку понимать, кто у него партнер, а участникам, инвесторам и другим контрагентам — лучше взаимодействовать с агентством",— объяснил выбор Минфина Сергей Сторчак.

Однако выступавший от имени "Единой России" и бюджетного комитета его глава Андрей Макаров назвал эту форму недопустимой. Хотя бы потому, что обновляемый Гражданский кодекс форму ОАО упраздняет (общества будут публичными и непубличными). Чем заменить ОАО, депутаты пока не знают — по словам господина Макарова, это в любом случае должна быть стопроцентно государственная организация. Недовольство "Единой России" вызвало и намерение Минфина регламентировать деятельность Росфинагентства не законом, а правительственными актами. В связи с этим Госдума намерена принять отдельный закон (одобренный вчера законопроект — это поправки к Бюджетному кодексу, носящие общий характер), подробно расписывающий все права и обязанности новой организации, включая ее обязанность ежеквартально отчитываться перед парламентом о результатах управления активами. По словам Андрея Макарова, Госдума не намерена отдавать агентству свои конституционные полномочия по регулированию вопросов, связанных с госдолгом и управлением деньгами суверенных фондов.

Претензии других фракций к проекту носили более эмоциональный характер. Коммунист Борис Кашин призвал думать не о способах управления накоплениями, а о направлениях их расходования, назвав проект "дохлой кошкой, выкопанной во дворе Минфина и вброшенной в Госдуму". Оксана Дмитриева ("Справедливая Россия") назвала новации попыткой "умыкнуть кассу". По ее словам, средства фондов и активы госдолга фактически предложено передать в управление коммерческой структуре: "Это аутсорсинг конституционных полномочий правительства и Центрального банка". Закончилась полемика сообщением Сергея Сторчака, удивленного, по его словам, "услышанными непарламентскими выражениями" — о готовности правительства к компромиссам при втором чтении проекта.

Вадим Вислогузов

Наверх