Госдума поддержала законопроект, определяющий правовые основы для создания и деятельности Росфинагентства - Бизнес-Тасс
МОСКВА, 25 января. /БИЗНЕС-ТАСС/. Госдума сегодня приняла в первом чтении законопроект, определяющий правовые основы для создания Российского финансового агентства и привлечения его для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния /ФНБ/, а также для управления государственным долгом.
Проект закона, внесенный правительством РФ, предусматривает учреждение правительством специализированной финансовой организации в форме открытого акционерного общества /Росфинагентства/ со 100-процентным участием государства. Минфин России по решению правительства будет привлекать Росфинагентство для выполнения функций по размещению и учету средств суверенных фондов на основании соответствующего договора. Неотъемлемой частью договора является инвестиционная декларация Росфинагентства, утверждаемая правительством или Минфином. Росфинагентство создается в целях обеспечения надежности, ликвидности и доходности размещения средств суверенных фондов, повышения доходности размещения средств этих фондов, снижения расходов по госдолгу.
Росфинагентство будет осуществлять функции по размещению, выкупу, обмену, обслуживанию, погашению и учету государственных долговых обязательств РФ по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ, а также по управлению активами Резервного фонда и ФНБ. При этом определять категории госфинактивов и долговых обязательств, которыми сможет управлять агентство, будет правительство. Законопроект допускает возможность передачи Росфинагентством средств ФНБ в доверительное управление другим специализированным финансовым организациям на основании договора, заключаемого Росфинагентством с Минфином России.
Заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак заявил на пленарном заседании, что, благодаря системным решениям, которые принимались на протяжении последних восьми лет, на сегодняшний день в Резервном фонде накоплено 1,885 трлн рублей или примерно 3,1 проц ВВП, в ФНБ – 2,7 трлн рублей или 4,4 проц ВВП. "Это огромный ресурс, огромный резерв, это две подушки безопасности, эффективность, полезность, нужность которых была хорошо продемонстрирована в период принятия правительством РФ и депутатами решений по преодолению последствий острейшего за послевоенную историю финансового кризиса 2008-2009 годов", - сказал замминистра. Наличие двух подушек безопасности, по его словам, выгодно отличает РФ от многих других стран, как формирующихся рынков, так и стран, которые уже принято считать развитыми экономиками. "Но также отличаемся мы и тем от многих других коллег по финансовым клубам - крайне консервативной политикой в части управления теми ресурсами, масштабы которых я вам только что озвучил", - отметил замглавы Минфина.
Сторчак особо подчеркнул, что законопроект и решения, которые предполагается принять, "отталкиваясь" от него, ориентированы не на расходование средств, накопленных в суверенных фондах. "За счет этого актива, то есть денежных ресурсов, мы планируем приобретать другие активы в виде ценных бумаг, акций и облигаций, которые должны обеспечить сохранность средств, накопленных в Резервном фонде, ФНБ и их прирост, - пояснил он. - Прирост, который бы существенно превышал те доходы, которые мы получаем на нынешнем этапе управления двумя фондами".
Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что впервые постановление Госдумы о принятии законопроекта в первом чтении включает пункт, согласно которому при подготовке ко второму чтению должны быть учтены все замечания, изложенные в заключении комитета. Заключение, по его словам, "это обязательная программа" для профильного комитета для последующей доработки законопроекта.
Бюджетный комитет, в частности, планирует уточнить организационно-правовую форму создаваемой специализированной финансовой организации, а также вопросы, связанные с ее деятельностью, в том числе с передачей в управление средств суверенных фондов. Предлагаемая проектом закона организационно-правовая форма /ОАО, по словам Макарова, "является недопустимой", на что обратили внимание представители всех думских фракций.
Макаров также обратил внимание, что доверительное управление – это предмет Гражданского, а не Бюджетного кодекса. А законопроектом, по его словам, фактически в обход Гражданского кодекса внесена в Бюджетный кодекс норма, на основе которой могут быть приняты подзаконные акты. "Мы не согласны с тем, что основы управления деньгами вообще могут строиться как на базе Бюджетного кодекса, так и на основе подзаконных актов, - заявил глава бюджетного комитета. - Эти вопросы должны быть урегулированы в законе. Самое страшное – это попытка создать псевдозаконодательную базу в Бюджетном кодексе, а потом на этой псевдозаконодательной базе выстроить систему из подзаконных актов. Вы представляете, какая мина закладывается под управление финансами? Мы считаем, что это недопустимо".
Сейчас отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Банком России, а средствами ФНБ – ЦБ РФ и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России в порядке, установленном правительством РФ. При этом Банк России осуществляет операции со средствами федерального бюджета без взимания комиссионного вознаграждения.
Бюджетный комитет предлагает предусмотреть переходные положения для действующих договоров, заключенных Минфином России с Банком России и специализированными финансовыми организациями.
"Мы приложим все усилия для того, чтобы замечания и предложения учесть. … Мы готовы к компромиссам", - заявил Сторчак, подводя итог дискуссии. При этом он выразил надежду, что ко второму чтению удастся найти "оптимальную форму, на основе которой будет строиться деятельность вновь создаваемого агентства, и с помощью которой будет обеспечена как сохранность средств, накопленных за последние годы, так и будет повышена эффективность управления этими средствами". Впоследствии, отвечая на вопросы журналистов, замминистра сообщил, что депутаты пока не предложили конкретной организационно-правовой формы взамен ОАО. При этом сам он "не очень понимает" негатива по отношению к ОАО, поскольку "закон об ОАО предполагает кучу требований к прозрачности, подотчетности, подконтрольности и т.д.". В тоже время замглавы Минфина считает, что депутаты правы в том, что в законопроекте заложено слишком много подзаконных актов. "Наверно это избыточно", - согласился он.
Величина Резервного фонда на 2013 год запланирована на уровне 3 173,8 млрд рублей, на 2014 год – 3 882,3 млрд рублей, на 2015 год – 4 722,7 млрд рублей, ФНБ - 2 769,8 млрд рублей, 2 843,2 млрд рублей и 2 847,7 млрд рублей, соответственно. Сторчак ранее говорил, что на первом этапе, после того, как будет учреждена структура, набраны кадры, закуплено современное IT-оборудование и т.д., планируется передать в управление Росфинагентству до 10 проц ФНБ.