Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Процесс пошел. Бюджетный. - Парламентская газета

03.10.2013

Почти все расходные статьи бюджета на 2014-2016 годы предлагается сократить на 5 процентов

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин считает, что необходимо максимально оптимизировать расходы бюджета. "Уже сейчас мы видим, что доходная часть бюджета будет меньше, чем ранее прогнозируемые цифры, а значит, требуется максимально оптимизировать расходы. Так что на площадке Государственной Думы предстоят горячие и заинтересованные деловые дискуссии".

По его словам, главные требования депутатов связаны с безусловным исполнением социальных обязательств государства, финансовым обеспечением поручений, поставленных в президентских указах, и эффективным использованием бюджетных средств.

Вместе с проектом федерального бюджета поступили проекты бюджетов Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. На рассмотрение Госдумы представлены также такие документы, как Основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз основных параметров бюджетной системы, методики распределения межбюджетных трансфертов и расчетов по отдельным видам доходов. "За прошедший год проект бюджета немного распух, - сказал председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. - Пакет документов состоит из 11 тысяч страниц. В прошлом году было 9,5 тысячи".

Отличительной особенностью проекта является то, что это первый программный бюджет - расходы рассматриваются исходя из тех целей, которые установлены государственными программами. Доходы на 2014 год предполагаются в размере 13 триллионов 570 миллиардов 500 миллионов рублей, расходы - 13 триллионов 960 миллиардов 100 миллионов рублей. Дефицит составит 389 миллиардов 600 миллионов рублей. ВВП в следующем году достигнет, по прогнозам правительственных экспертов, 73 триллионов 315 миллиардов рублей, а инфляция ожидается от 4,5 до 5,5 процента.

"Нам предстоит очень серьезная работа, - подчеркнул Андрей Макаров. - Но мы констатируем, что бюджетный процесс в парламенте начался и проходит он под знаком очень серьезного увеличения полномочий законодателей в этом процессе". Он напомнил, что, в соответствии с Законом "О парламентском контроле ", изменениями в Бюджетный кодекс, расширены полномочия парламентариев как при подготовке бюджета, так и при рассмотрении и контроле за его исполнением. Андрей Макаров считает, что если процесс рассмотрения проекта пойдет по плану, то Государственная Дума может рассмотреть законопроект в первом чтении 25 октября. 

КАК РАБОТАЮТ С БЮДЖЕТОМ

В соответствии с Бюджетным кодексом депутаты Государственной Думы должны рассмотреть проект бюджета в течение 60 дней.

В понедельник, 30 сентября, в 12.45 документ был доставлен из Правительства и сотрудники Аппарата Государственной Думы начали проверку и анализ поступивших документов на предмет их соответствия правилам Бюджетного кодекса. На эту работу отводятся одни сутки.

Затем Комитет по бюджету вносит в Совет Думы предложение - либо принять проект к рассмотрению, либо возвратить Правительству, если обнаружатся ошибки или несоответствия требованиям Бюджетного кодекса.

В свою очередь, Совет Думы определяет профильные комитеты, которые будут рассматривать отдельные разделы бюджета, а затем все предложения сводятся в Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам.

***

МНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ

Евгений Бушмин заместитель председателя Совета Федерации:

- Полагаю, что главный финансовый документ страны может вызвать довольно ожесточенные дискуссии в парламенте. Почему? Еще в июне Минфин, приступая к проектировке бюджета будущей трехлетки, сигнализировал министерствам и ведомствам, что в стране не хватает свободных денег.

Начиная с конца прошлого года и до настоящего времени экономическая ситуация в России стала существенно ухудшаться, что привело к сокращению доходов. Правительство было вынуждено взять курс на экономию бюджетных расходов. Более того, в этих условиях кабинету министров пришлось пересматривать макроэкономические показатели. Было зафиксировано, и это очень важно, что объем государственного долга Российской Федерации находится на безопасном для экономики страны уровне. Вместе с тем было отмечено, что риски неисполнения доходов заложены главным образом в поступлениях налога на прибыль организаций. Например, поступления налога на прибыль с января текущего года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,1 процента. Именно это сокращение сильнее всего скажется на пополнении доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. То есть совершенно очевидно, что лишних или свободных денег ни у Центра, ни у регионов не будет. В таких сложных экономических условиях Правительство Российской Федерации предлагает произвести так называемый бюджетный маневр на 2014-2015 годы, чтобы более эффективно использовать государственные финансовые ресурсы.

В чем его суть? Дмитрий Медведев, назвав проект бюджета жестким, уже озвучил инициативу экономического блока Правительства сократить на пять процентов все расходы федерального бюджета, за исключением защищенных статей, а их 16, по которым осуществляются основные выплаты по социальным гарантиям: пенсии, стипендии, международные обязательства и так далее. Кроме того, предлагается часть расходов с одних статей перенести на другие статьи. В Совете Федерации в целом поддерживают намерение Правительства осуществить бюджетный маневр. Полагаю, что основная дискуссия в парламенте как раз и развернется вокруг того, сколько и на исполнение каких приоритетных направлений бюджетных расходов пойдут сэкономленные от бюджетного маневра деньги.

Евгений Федоров член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам:

- На мой взгляд, бюджет составлен очень профессионально. Правительство блестяще справилось с приоритетами внутреннего распределения. Но у нас очень редко задаются вопросом: зачем в принципе бюджет сокращать? Представляя его, Правительство сообщило, что причиной является не падение бюджетных доходов, а плохая международная конъюнктура.

Полагаю, мы должны быть обеспокоены вопросами государственного суверенитета, и поэтому надо отказаться от так называемого бюджетного правила, навязанного нам международными структурами. Сегодня в бюджет закладывается не ожидаемая цена нефти, а средняя цена за прошлые годы, и если реальная стоимость оказывается выше, "излишки" отправляются в Резервный фонд. Деньги фонда, которые раньше мы тратили на здравоохранение и пенсии, сегодня идут на выкуп американских ценных бумаг и вложения под 0,3 процента годовых. Зачем мы это делаем? Я понимаю, что в Америке кризис, но мы-то здесь при чем? Почему Россия должна обеспечивать национальные интересы США за счет своих интересов? Если мы откажемся от советов МВФ, получим дополнительно 18 процентов бюджета. В России нет проблем с деньгами, у нас есть проблемы с суверенными институтами.

Вячеслав Новиков заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

- Социальные расходы должны быть сохранены, потому что нельзя отбирать у людей то, что они уже получают. Нельзя отбирать пенсии.

Вопрос один - насколько сокращать бюджет? То, что предложил премьер-министр - сократить все примерно на 5 процентов, - более или менее разумно. Придется затянуть пояса.

Можно было поступить по-другому: определить приоритеты, сократить больше средств, идущих на неприоритетные направления, но дефицит слишком серьезен и бюджет очень жесткий. Звучат слова, что можно было бы сократить военные расходы, но дело в том, что мы уже не первый год реформируем нашу армию, и сейчас, на некотором взлете, прекратить это реформирование будет ошибкой.

Перевооружение армии нужно довести до конца, потому что половинчатые меры просто затягивают сроки и в конечном итоге ведут к существенному увеличению расходов.

У нас слишком небольшое поле для маневра, чтобы отрезать от одного в пользу другого. Вместо этого стоило бы навести порядок с госзакупками, используя новый закон о федеральной контрактной системе. Если в этой сфере удастся навести порядок, это будет существенной экономией, и тогда расходы бюджета придется сокращать значительно меньше.

***

ЧТО ГОВОРЯТ СПЕЦИАЛИСТЫ

Евсей Гурвич руководитель Экономической экспертной группы:

- Экономический рост замедлился; снижаются все налоговые базы.

Мы получим доходов меньше, чем планировали, и приходится сокращать расходы. Внесенный сейчас бюджет режет расходы еще по-божески. Исходя из ситуации в экономике, сокращение могло бы быть и большим. Другое дело, что, для того чтобы не попадать в такую ситуацию, лучше с самого начала планировать все осторожно и предвидеть, что не всегда все бывает хорошо. Необходимо более осторожное бюджетное планирование.

Руслан Гринберг директор Института экономики РАН:

- Надеюсь, что бюджетная политика в скором времени станет более конкретной и ясной. С точки зрения развития реального сектора экономики я надеюсь, что начнутся сдвиги в сторону прогрессивной шкалы налогообложения. Чтобы страна была здоровой, состоятельные люди должны платить больше. Также необходимо снижать налоги на прибыль, если она направлена на инвестиции, как это происходит в Европе. В нашей стране поддержка инноваций оказывается в 7-8 раз меньше, чем на Западе. Расходы бюджета должны ориентироваться на приоритеты промышленной политики государства.

Андрей Никитюк председатель правления инвестиционной компании Concern General Invest:

- Россия сохраняет приверженность бюджетному правилу, привязывающему расходную часть к средней цене на нефть. Это выгодно отличает Россию от других стран. У нас не может быть долгового кризиса, как в Европе, или бесконечных попыток увеличения потолка госдолга, как в США. Но есть и негативный аспект.

Следование бюджетному правилу предполагает циклическое изменение госрасходов. В период экономического бума они увеличиваются и провоцируют инфляцию. А при ослаблении экономики, как сейчас, сокращение уровня госрасходов приводит к еще большему ее замедлению.

При отсутствии стимулирующих мер со стороны федерального бюджета Правительство может пойти на структурные изменения для поддержания российской экономики. Несмотря на уменьшение госрасходов, мы ожидаем, что средства бюджета в большей степени пойдут на инвестиции. Это стало возможно благодаря бюджетному маневру, перераспределяющему значительный объем средств с фонда оплаты труда и военных расходов в экономику. Заморозка тарифов естественных монополий окажет поддержку отраслям экономики России, не связанным с экспортом природных ресурсов. Новая экономическая политика планирует поддержать отстающие отрасли экономики за счет традиционно сильных компаний сырьевого сектора.

Скорее всего, мы станем свидетелями проведения реформ, которые увеличат удобство ведения бизнеса в России. Компании смогут привлекать деньги на более выгодных условиях. Благоприятные условия ведения бизнеса будут стимулировать появление новых компаний, которые увеличат долю малого и среднего бизнеса в экономике и, как следствие, уменьшат зависимость страны от нефтегазовых доходов.

Дарья Желаннова заместитель директора аналитического департамента инвестиционной компании Альпари:

- Основные изменения в бюджете касаются сокращения госрасходов на пять процентов, заморозки тарифов и пенсионной реформы. От заморозки тарифов пострадают крупнейшие госкомпании, в том числе РЖД, которые уже объявили о сворачивании инвестпрограмм. Поскольку инвестпрограммы - основной локомотив роста экономики, на высокие показатели роста ВВП в следующем году можно не рассчитывать. 5-процентное сокращение расходов будет не так заметно, но оптимизма не добавляет. Мы не ожидаем, что экономика России столкнется с серьезными проблемами в следующем году. Но на бурный рост рассчитывать тоже не стоит. С высокой вероятностью мы увидим замедление экономического роста до нуля, что соответствует общемировой тенденции.

Наверх