Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Новая редакция законопроекта о контролируемой задолженности внесена в Госдуму

17.02.2015

Новая редакция законопроекта, который уточняет понятие "контролируемая задолженность" при включении процентов по долговым обязательствам в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль для налогоплательщиков - российских организаций, внесена в Госдуму. Соответствующая информация размещена в базе данных нижней палаты парламента.

 

Что уточнено

Авторами законодательной инициативы выступили председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров и его первый заместитель Глеб Хор, предложившие более четко определить основания, при которых долговое обязательство может быть признано контролируемой задолженностью. "Контролируемой" предлагается считать задолженность в трех случаях. Во-первых, когда кредитор - иностранное лицо прямо или косвенно участвует в российской организации-заемщике. Во-вторых, когда кредитор является взаимозависимым лицом иностранного лица, которое имеет долю участия в организации-заемщике. В-третьих, если долговое обязательство выдано под гарантию (поручительство) иностранного лица, которое является взаимозависимым с организацией-заемщиком. В целях устранения необоснованных налоговых обременений при выплате процентов в случаях, когда кредит выдан независимым российским банком (не являющимся взаимозависимым с заемщиком), но под поручительство (гарантию) иностранного взаимозависимого с заемщиком лица, предлагается определить условия, при которых эта задолженность не признается контролируемой.

Непогашенная задолженность не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью при выполнении одновременно ряда условий. Во- первых, долговое обязательство возникло перед банком, который не является взаимозависимым лицом как с налогоплательщиком - российской организацией, так и с лицами, выступающими в качестве поручителя, гаранта или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство российской организации. Во-вторых, если в организации, перед которой возникло долговое обязательство, а также у иных лиц, взаимозависимых с этой организацией, включая банки, открытые счета, вклады (депозиты) взаимозависимых иностранных лиц и (или) взаимозависимых с ними лиц, либо к организации имеются иные права требования таких лиц. Не будет признаваться контролируемой для налогоплательщика - российской организации и непогашенная задолженность, если исчисление и удержание суммы налога с процентных доходов иностранной организации, выплачиваемых по такому долговому обязательству, не производится налоговым агентом.

Зачем нужны уточнения

Авторы законопроекта считают, что предлагаемые ими изменения устранят неясности применения положений статьи 269 Налогового кодекса об особенностях учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения, а также "необоснованные налоговые барьеры для привлечения финансовых средств в экономику России". Они обращают внимание, что нормы данной статьи в части так называемой "тонкой капитализации" не менялись более 10 лет. За это время выявлен ряд противоречий и недостатков этих норм, которые неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ. В связи с этим "назрела потребность не только в "точечных" изменениях, предлагаемых законопроектом, но и в комплексном пересмотре подхода к урегулированию правил тонкой капитализации с учетом складывающейся правоприменительной практики и опыта регулирования этого вопроса за рубежом", считают Макаров и Хор. Тонкая капитализация позволяет передать значительную часть капитала от материнской компании дочке под видом долговых обязательств, т.е. займов, кредитов, облигаций, векселей.

Госдума во вторник приняла во втором чтении законопроект, который уточняет особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения и освобождает от налогообложения операции Агентства по страхованию вкладов, связанные с докапитализацией банков. При этом из текста документа были исключены нормы, которые уточняют понятие "контролируемая задолженность". При этом Хор, отвечая на вопросы коллег, сообщил, что, поскольку по данному вопросу пока не удалось договориться, он будет рассмотрен в рамках отдельного законопроекта, который и был внесен в тот же день в Госдуму.

Наверх