Андрей Макаров: Отчет Правительства обеспечит ГосДуме возможность осуществлять парламентский контроль
Государственная Дума обсудила в первом чтении законопроект «Об отчете Правительства РФ и информации Центрального банка РФ о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Выступая с докладом, председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил:
— Я думаю, что этот законопроект уже достаточно подробно обсуждался на пленарном заседании Государственной Думы, обсуждался, когда мы рассматривали предложения Правительства, обсуждался, когда мы рассматривался тот проект Постановления Государственной Думы, который мы принимали в этом зале, и поэтому, наверное, нет необходимости вновь повторять все положения этого документа. Хотелось бы остановиться лишь на нескольких важнейших вопросах, который содержит законопроект, внесенный Председателем Государственной Думы.
Первое, может быть, самое главное, это то, что законопроект является реальным — подчеркиваю — реальным способом реализации конституционных полномочий парламента на парламентский контроль в сфере бюджетных правоотношений. Может быть, это очень длинное название, тем не менее, очень важно то, что сегодня в условиях кризиса, а я думаю, что можно произносить это слово — можно не произносить, но мы понимаем, что очень важно, чтобы все органы власти действовали консолидировано. И поэтому очень важно, чтобы каждый из органов власти исполнял свои предусмотренные Конституцией полномочия, именно этот принцип заложен в основу данного законопроекта. Правительство готовит бюджет и исполняет бюджет, Государственная Дума рассматривает, принимает или отклоняет его и контролирует его исполнение, применяя все те инструменты, которые на самом деле мы с вами создали уже в ходе этой сессии, включая такую форму парламентского контроля как Счетная палата.
За основу при подготовке законопроекта был взят закон, который был принят Государственной Думой в кризис 2008–2009 годов, и который очень хорошо зарекомендовал себя именно как механизм взаимодействия исполнительной и законодательной власти. Поэтому очень многие вопросы по существу копируют — естественно не в полную копию, время и многие законы уже изменились, именно и берут свою основу из того закона. Но безусловно, здесь добавлены те вопросы, которые вошли в этот антикризисный план, который здесь представляло Правительство РФ и те вопросы, которые мы с вами здесь обсуждали. При этом основным принципом, который заложен в основу законопроекта, является тот, что мы должны получить информацию не только о целях, которые ставит Правительство, но и точный перечень, точное обозначение тех мероприятий, которые будут направлены на реализацию этих целей, средства, которые предполагается выделить для реализации этих мероприятий, а также сроки достижения результатов и конкретные результаты, которые намеревается Правительство получить. Именно этот механизм позволяет реально обеспечить парламентский контроль, и именно эта задача поставлена в рамках данного законопроекта.
На законопроект получены заключения, отзыв Счетной палаты, которая поддержала данный законопроект, а в рамках комитета по бюджета высказала несколько дополнительных предложений, которые позволят во втором чтении решить ряд вопросов, его технологически достроить. Поддержал законопроект Центральный банк РФ, что очень важно, потому что помимо отчета Правительства мы с вами получаем и информацию Центрального банка. Я напоминаю, что нас интересует не только то, какие банки получат средства, но и куда эти средства направлены и какой результат направления этих средств в результате мы получаем. Законопроект эти все вопросы обеспечивает.
Есть определенные замечания от Правительства РФ, думаю, все их можно рассматривать в рамках второго чтения. Думаю, основной из них — то что Правительство говорит о том, что может быть 30 дней после окончания квартала недостаточно для того, чтобы подготовить настолько подробный отчет с учетом всех материалов, говорят о том, что срок этот имеет смысл увеличить до 45 дней. На самом деле никаких проблем в этом плане наверное, нет, мы заинтересованы, в первую очередь, чтобы мы получили действительно серьезный и проработанный документ. С другой стороны, когда ставятся такие вопросы, как насколько это корреспондируется с налоговой тайной или коммерческой тайной, наверное, это предстоит еще обсуждать, потому что достаточно странно выделять предприятиям деньги из бюджета и говорить о том, что отчет по ним не может быть предоставлен из-за того, что существует коммерческая или налоговая тайна. Может, тогда выделять средства стоит под условием, что предприятия готовы раскрывать, куда эти средства направлены? Но это предмет второго чтения, все замечания, которые были высказаны, будут ко второму чтению учтены.
У нас есть время, чтобы это рассмотреть, предлагается двухнедельный срок в течение которых мы ждем поправок от всех субъектов законодательной инициативы, в первую очередь, от наших коллег из всех комитетов Государственной Думы, и я приглашаю всех к совместной работе. В законопроекте нет ничего такого, что являлось бы табу или чем-то неизменным. Это динамичный документ. И когда, скажем, нам говорят о том, что «вы говорите о банке плохих долгов, а вдруг его не будет». Но сегодня в плане антикризисных мер он есть, и следовательно, если он сохранится в плане — у нас будет этот отчет, если нет — его не будет. Это гибкий документ, который обеспечивает главное: возможности осуществления Государственной Думой своих конституционных функций по парламентскому контролю.