Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Государственная Дума рассматривает во втором чтении законопроект об "Амнистии капиталов"

20.05.2015

Сегодня, 20 мая, Государственная Дума рассматривает во втором чтении правительственный законопроект «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках». Комментируя его журналистам перед началом пленарного заседания, председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил: 

- Сегодня Государственная Дума будет рассматривать во втором чтении законопроекты, которые уже заслужили название как амнистия капитала. Почему я говорю во множественном числе? Дело в том, что помимо самого законопроекта нам предстоит принять еще и «законы-спутники», которые обеспечивают реализацию закона о добровольном декларировании гражданами своего имущества. 

Что сделано и что можно назвать основным результатом работы комитета? Законопроект стал абсолютно простым, понятным. Декларации и те документы, которые будут поданы, вошли в состав закона и не смогут стать предметом манипуляций чиновников. Главное - те гарантии, которые предоставляет закон, надеюсь, станут понятны любому человеку, который решит этим законом воспользоваться. 

Эта неделя была наполнена очень тяжелой работой. Это была, безусловно, совместная работа Правительства, бизнеса и депутатов. 

В первую очередь мы решили те задачи, которые были поставлены в первом чтении и о которых мы говорили, когда законопроект вносился в Государственную Думу. Нормы Уголовного кодекса, Административного кодекса, по ответственности за которые будет происходить снисхождение, внесены в текст закона, и любому лицу становится понятным объем освобождения. 

Следующий важный вопрос: гражданин подает декларацию, но имущество, которое было приобретено, и те средства, которые находятся в иностранных банках, выведены через какое-то юридическое лицо. Законопроект предусматривает нормы, которые позволяют высвобождать всю цепочку, которая связана именно с возникновением данного имущества. Таким образом, добросовестные граждане, которые укажут в декларации как само имущество, так и источник его происхождения, гарантированы от того, что никаких преследований по этому поводу быть не может. 

Однако, совершенно очевидно, что деятельность правоохранительных органов не прекращается. И, поскольку нам удалось сохранить и даже усилить механизм, согласно которому сами декларации и изложенные в них сведения не могут быть использованы ни для каких проверок, ни для возбуждения уголовных дел, эта декларация может стать предметом рассмотрения как налоговых, так и правоохранительных органов только в том случае, если этого хочет само лицо, которое подало декларацию. 

В том случае, если следственные органы, иные правоохранительные органы считают, что сведения, содержащиеся в декларации, не совпадают с тем объемом обвинений, которые предъявлены - например, квартирой в Болгарии за 15 тысяч долларов декларант хочет отчитаться за миллиардную неуплату налогов, обвинения в которой ему предъявляются, - мы поднимаем уровень принятия решения об отказе в прекращении уголовного дела – это будет делать руководитель правоохранительного органа, который должен будет принять такое решение. При этом, само мотивированное постановление должно будет немедленно направляться Генеральному прокурору для осуществления прокурорского надзора, и о принятом решении будет уведомляться Уполномоченный по делам предпринимателей при Президенте РФ. 

Таким образом, мы создаем действенный не просто общественный контроль, но и выполняем то поручение, которое дал Президент, сказав: «Я буду лично следить за тем, чтобы правоохранительные органы, извините, не хулиганили». 

В этой связи хотел бы сразу отметить, что одновременно с принятием данного законопроекта решается важнейшая задача синхронизации «амнистии капитала» с антиофшорным законодательством, которое, как мы знаем, вступает в силу с 15 июня, когда наступает обязанность подать уведомление об участии в контролируемых иностранных компаниях. В этой связи в данный законопроект представители всех фракции Государственной Думы внесли соответствующие изменения, которые позволяют решить самые главные вопросы, которые ставил бизнес на встрече с Президентом, на съезде РСПП. Эти задачи решены соответствующими поправками и, таким образом, создана стройная и, безусловно, законченная система, когда лица, уведомляющие о наличии у них активов в иностранных государствах, если они выполняют требования закона, освобождаются от любой ответственности за прошлое, и, декларируя это имущество, могут уже не думать о том, что завтра к ним придут либо бандиты с рэкетом, либо государство в лице правоохранительных органов. Для себя каждый решает, что в конечном итоге для него страшнее. 

Мы не просто освободили все имущество, которое было задекларировано от каких-либо налоговых последствий, мы одновременно предлагаем принять нормы, которые стимулируют возврат соответствующего имущества в Российскую Федерацию. При этом не просто сохранена, но и усилена норма закона, которая оставляет вопрос возвращения или невозвращения имущества в Российскую Федерацию на усмотрение того лица, которое будет принимать соответствующее решение. Единственным ограничителем здесь являются так называемые черные офшоры, то есть те государства, которые находятся в черном списке FATF, а также те государства, у которых нет с Россией договора об оказании взаимной помощи по налоговым делам. Средства, которые находятся на счетах в этих странах, должны будут возвращены в Российскую Федерацию. Это также прописано в законе. 

Очень важный вопрос, который постоянно задается, – воспользуются ли граждане той возможностью, которая предлагается? 

Здесь хотел бы обратить внимание только на два обстоятельства. Президент Российской Федерации, предлагая принять подобный закон, сказал: «Давайте дадим возможность гражданам задекларировать то имущество, которое у них есть. Давайте перевернем офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны и дадим возможность начать жизнь с чистого листа. Давайте это сделаем, но сделаем это только один раз». 

Таким образом, я хотел бы сразу сказать, что закон абсолютно понятный, необременительный с экономической точки зрения, потому что он не несет в себе никаких фискальных последствий, и создает бесспорные гарантии для тех, кто захочет им воспользоваться. Это последняя возможность решить эти проблемы. Все должны ясно понимать, что другой такой возможности не будет. 

Но, одновременно, хотел бы обратить внимание, что безусловно только принятия этого закона не достаточно. Уже 2 июня в Государственной Думе состоится обсуждение основных направлений налоговой политики. И, я думаю, бизнесу и всем гражданам нашей страны надо услышать внятное представление о том, какой видит налоговую политику наше государство. И если по прежнему налоговая политика будет определяться, с моей точки зрения, Министерством финансов совершенно безответственно, так, как это происходило до этого времени, то тогда это и станет основным препятствием для того, чтобы граждане поверили в то, что они могут спокойно и без опаски этим пользоваться. 
 

Мне кажется, нам предстоит совместная и очень большая работа для того, чтобы убедить налогоплательщиков в том, что государство повернулось к ним лицом. Что создаются реальные гарантии того, что никто из них, кто решит воспользоваться данным законопроектом, не только не будет наказан, но его, действительно, никто не будет никуда таскать. Но, главной гарантией здесь, к сожалению, по прежнему остаются не основные, совершенно невнятные, направления налоговой политики, а слова Президента, что он этого не допустит. Но я думаю, что эта гарантия самая главная. 

Наверх