Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

В ГосДуме обсудили основные направления налоговой политики в РФ

03.06.2015

Сайт фракции Единая Россия 02.06.2015 

Председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров, подводя итоги парламентских слушаний «Основные направления налоговой политики в РФ», заметил, что прозвучавшие в зале выступления позволят ответить на важные вопросы, которые поставил в начале мероприятия Председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

«Первый вопрос: отвечает ли рассматриваемый проект тем вызовам, которые стоят перед страной?» - напомнил Макаров. - Для того, чтобы ответить на этот вопрос – лучше всего обратиться к самому тексту. Там мы видим, что из всех существующих глобальных вызовов авторы документа видят только один – активное использование налогоплательщиками различных способов (законных и полузаконных) минимизации своих налоговых обязательств».

«То есть, «негодяи-налогоплательщики» – это главный вызов – не хотят платить налоги, - сыронизировал глава бюджетного комитета. - Что касается всего остального – отток капитала, снижение инвестиций, замедление темпов экономического роста – это вызовы гораздо меньший, чем то, что только что было названо».

Макаров усомнился, что существующие предложения смогут обеспечить сбалансированность налоговой политикой.

«Следующий вопрос, который тоже очень важен: является ли наша налоговая система конкурентоспособной? – продолжил парламентарий. – Здесь мы тоже услышали ответ на этот вопрос: нет, не является. Можно очень долго обсуждать: запредельная ли у нас налоговая нагрузка или, в общем, ничего себе, как нам здесь сказали – она соответствует потреблению на душу населения и т.д. Но напомню, что в этом зале мы много лет требовали от Министерства финансов, чтобы дали нам сравнения по налоговой нагрузке не с ФРГ или США, а дали сравнение с БРИКС, с нашими соседями - то есть с теми, с кем мы конкурируем в тех реальных вызовах, которые стоят перед страной. И неожиданно выяснилось, что вот тут-то мы и неконкурентоспособны: налоговая нагрузка абсолютно чрезмерна».

Макаров напомнил, что проект Основных направлений налоговой политики предварительно обсуждался на совещание в Правительстве. Тогда звучала необходимость согласования конкретных положений, о которых, в том числе, сегодня говорили представители бизнеса. «Мы слышим – предстоит углубить, предстоит усовершенствовать, предстоит проделать большую работу. У председателя Правительства звучало, и он с этим согласился: либо мы знаем, что мы хотим углубить, а что хотим усовершенствовать – и это прямо пишем, либо не пишите этого. Что изменилось с тех пор, как мы это обсуждали у председателя Правительства? Ни-че-го. И это главное, на что хотелось бы обратить внимание», - заявил он.

Председатель бюджетного комитета обратил внимание на законопроект Ханта-Мансийского законодательного собрания о налоге на финансовый результат. «Многие говорили – и губернаторы, и бизнес - о том, что это очень важный закон. Хотя по этому законопроекту претензий очень много. Есть категорический противник – Министерство финансов. В Думе проведены парламентские слушания. Семь месяцев мы не можем получить заключения на данный законопроект. Семь месяцев Дума просто не имеет возможности его рассматривать. И мы ничего не можем с этим сделать!» - возмутился парламентарий.

Сергей Нарышкин предложил воспользоваться законодательной нормой о парламентском контроле в отношении этого законопроекта. Макаров заверил, что благодаря введению этого механизма ситуация с рассмотрением законопроекта в кратчайшие сроки будет исправлена.

Продолжая выступление, председатель бюджетного комитета обратил внимание присутствующих на прозвучавшую ранее фразу министра финансов: «Вопрос налоговой нагрузки – это общественный выбор», а также процитировал министра экономического развития: «Налоговая система – это общественный договор». «У меня есть только один вопрос: если это общественный договор, то кого с кем? Ощущение, что в Министерстве финансов считают, что это общественный договор различных кабинетов Минфина, а я по наивности своей считал, что это договор с обществом. До тех пор, пока мы будем считать, что мы договоримся между собой, всё будет оставаться так, как было», - заметил Макаров.

Он также обратил внимание на неоднозначную ситуацию с мораторием на регистрацию новых консолидированных групп налогоплательщиков, который необходим для предотвращения увода налоговой базы регионов. С одной стороны, есть решение о продлении моратория, основанное на изучении ситуации и данных Счетной палаты. Но с другой, неделю назад на совещании в Минфине замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что уже обещана компаниям возможность регистрации с 1 января.

«Получается, наши решения никому не нужны, потому что уже кто-то кому-то пообещал, что с 1 января они могут зарегистрироваться! - возмутился Макаров. - А что с выпадающими доходами регионов? Хочу напомнить, что Министерство финансов не заложило средств на компенсацию этих выпадающие доходы регионов. И если в 2013-ом году, когда мы это обсуждали, у нас выпадающие доходы были 24 млрд. То в 2014-ом – уже почти 70 млрд.! И мы будем вынуждены принять решение о компенсации этих выпадающих доходов регионам, когда будем рассматривать как поправки в бюджет-2015, так и, соответственно, бюджет 2016-го года. Я думаю, что ни у кого не должно быть сомнений, что мы найдем источник, из которого эти средства можно выделить».

Макаров выделил выступление фермера, заметившего, что налоговая система сложна и запутана - из-за 4-х операций необходимо 129 страниц подать по НДС. «Это диагноз нашей налоговой системы или приговор?» - задался вопросом депутат, призвав предложить лекарство от этой болезни.

По мнению Макарова, после парламентских слушаний этот вопрос должен быть заслушан «Открытым правительством» с участием бизнес-сообщества. «Чтобы потом «Открытое правительство» доложило Дмитрию Анатольевичу Медведеву: что из того, что здесь обсуждалось, принято, а что в очередной раз просто похоронили, сказав, «ничего страшного, будем работать и дальше вместе с депутатским корпусом»», - заметил он.

Председатель комитета по бюджету и налогам констатировал, что приходится возвращаться к некоторым общим и очень важным вопросам налогообложения. «Никогда в жизни налогоплательщик не будет платить налоги, если он считает их несправедливыми. А несправедливые - это не только ставки, которые у нас запредельные. Это еще и то, как люди смотрят – куда эти налоги идут», - уверен депутат.

Макаров напомнил, что 23 июня в соответствии с Постановлением Госдумы состоятся парламентские слушания, на которых будет обсуждаться эффективность бюджетных расходов. «Мы посмотрим, как тратятся доходы, которые платит налогоплательщик», - заметил он. И добавил, что в соответствии с законом о парламентском контроле, документы на эту тему должны были быть присланы Правительством в Госдуму. «Они выносятся 22 июня на Правительство, а парламентские слушания пройдут 23-го, - подчеркнул Макаров. - Мне вот интересно – это попытка наладить совместную работу со Счетной палатой и с депутатским корпусом? Уважаемые коллеги! Все эти вопросы мы обязаны рассматривать вместе, обязаны рассматривать в комплексе, потому что это не вопросы того –нравится или не нравится, это не вопрос каприза, и здесь мы собираемся не для проформы. Мы собираемся для того, чтобы изменить систему, которая не работает. И вот это абсолютно принципиальный вопрос.

Сегодня налоговая система функционирует только за счет очень серьезных улучшений качества администрирования работы федеральной налоговой службы. Да, вот за счет федеральной налоговой службы сегодня система продолжает держаться! Но почему-то надо отрезать курочке, приносящей золотые яйца, голову. Поэтому из года в год сокращаются им то численность, то финансирование. Как я понимаю, на это направлены и попытки сократить расходы на Счетную палату, причем так, что уж, по-моему, от Счетной палаты тогда проще отказаться. Но это, судя по всему, с учетом тех поручений, которые дает Президент, о необходимости проверить – на что идут деньги налогоплательщиков. Считаю, что это тоже те вопросы, которые нам придется очень серьезно рассматривать».

Макаров обратил внимание на выступление руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина, который охарактеризовал как колоссальное достижение открытие ЦОДа (Центр обработки информации) и рассказал о появившихся в связи с этим возможностях контроля. «Может быть, надо принципиально менять подход к налоговым проверкам? Потому что в том виде, в котором у нас сейчас существуют камеральные проверки – они просто не нужны больше. Может быть, это следует использовать для того, чтобы прекратить вот этот прессинг на налогоплательщиков? Может быть должны поменять, наконец, парадигму мышления? Но вот этого, к сожалению, ничего в основных направлениях налоговой политики нет!» - подчеркнул он.

Завершая доклад, Макаров сказал: «Я хотел бы вернуться к той фразе, которой я заканчивал свое выступление год тому назад6 если сравнивать Основные направления налоговой политики с покойником, то с каждым годом покойник выглядит все лучше и лучше, потому что с ним работают все более и более опытные косметологи. Выглядит просто обалденно! Но, должен сказать, материал пока сыроват. Нет предела совершенству. А вот те Основные направления, по которым нужно работать в этой ситуации, мне кажется, прозвучали в этом зале. И, безусловно, нам предстоит в самое короткое время разработать рекомендации парламентских слушаний с тем, чтобы учесть то, что было здесь сказано.

Кстати, сразу хочу сказать: мы обсуждали это еще на комитете, но я боюсь, что предложения института им. Гайдара в эти заключения просто не попадут. Все остальное, безусловно, будет учтено. Я думаю, совместно со Счетной палатой, с Министерством финансов мы сделаем нашу политику еще лучше».

Состоявшаяся дискуссия показала, что проект Основных направлений налоговой политики далеко не является идеальным, резюмировал Нарышкин. И обратился к главе бюджетного комитета с просьбой по результатам сегодняшнего обсуждения подготовить рекомендации, которые будут учтены, в том числе, и «Открытым правительством».

«Что касается моратория на рост налогов в предстоящие 4 года - нельзя, чтобы этот период прошел даром, необходимо использовать это время для модернизации в какой-то части, а может, и в большой части, нашу налоговую систему с тем, чтобы наконец-то налоги в Российской Федерации стали не тормозом, а стимулом для развития нашей экономики», - заключил Председатель Госдумы. 

Наверх