Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Андрей Макаров: эффективность бюджетных расходов сегодня - главное

02.12.2015

Фракция "Единая Россия" в Государственной Думе (er-duma.ru), 12:19 2 декабря 2015 г.

Государственная Дума рассматривает во втором чтении проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2016 год. 

Комментируя журналистам перед началом пленарного заседания основные поправки, подготовленные ко второму чтению, председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил: 

- Сначала несколько слов о том, какая работа была проведена при подготовке ко второму чтению. Поступило около 700 поправок. После того, как эти поправки были обработаны, часть из них была снята, часть поправок были обобщены, в результате всего в таблице поправок 562 поправки. Из них 147 рекомендуется к принятию, 415 предлагается отклонить. 

О чем эти поправки, и откуда взяты средства, которые предлагаются этими поправками распределить в бюджете? 

Сразу хочу сказать, что существует две категории предложений. Первая, и может быть самая обширная, - это когда представители разных фракций предлагают добавить на очень болезненные для восприятия населением вопросы - кто 100, кто 200, кто 300 млрд, а дальше работает фантазия. Главное, чтоб цифра была крупной, а направления, на которые предлагается выделить средства, выглядели в глазах населения максимально значительно. 

И есть одна принципиальная поправка, которая на самом деле состоит из 66 пунктов и которая, по существу, направлена на выполнение решений и указаний Президента о том, что необходимо искать резервы внутри бюджета - за счет сокращения неэффективных расходов, за счет сокращения издержек и повышения эффективности расходования каждого бюджетного рубля. Вот на этих поправках я остановлюсь более подробно, потому что все остальные предложения – раздать деньги, при этом, не объясняя, откуда их взять, – мы услышим сегодня в зале заседания Государственной Думы. 

Итак, за счет изыскания резервов внутри бюджета на важнейшие социальные цели, поддержку граждан, выполнение обязательств, определение точек роста нашей экономики предлагается распределить дополнительно более 315 млрд рублей. Что это за средства? 

В первую очередь, это оказание помощи регионам. Напомню, что в первом чтении закона о бюджете  на помощь регионам выделялось 140 млрд рублей бюджетных кредитов с процентной ставкой 0,1%. Эта цифра увеличена на 170 млрд рублей. Таким образом, общая сумма предоставленных бюджетных кредитов регионам составит 310 млрд рублей, то есть не снижается по сравнению с 2015 годом. Хотя есть одно очень важное дополнение – 240 млрд рублей из этих средств уже прошли рассмотрение трехсторонней комиссии и будут направлены в регионы непосредственно в начале года. Никто не будет ждать исполнения бюджета, и регионы смогут ими воспользоваться уже в январе-феврале. 

Важнейшая программа, на которую в итоге будут потрачены триллионы рублей, начнется уже в 2016 году, - это программа школ. Напомню, что только что мы завершили программу детских садов, программу чрезвычайно успешную, и немедленно начинаем программу школ. Как мы и обещали при рассмотрении бюджета в первом чтении, на эти цели уже в 2016 году будет выделено 50 млрд рублей. На что пойдут эти средства? В первую очередь, они пойдут на ремонт школ, здания которых находятся в аварийном состоянии. Мы прекрасно знаем, что у нас до сих пор еще в Сибири есть школы, где туалеты находятся во дворе, и зимой девочки в эти туалеты бегают на улицы. В первую очередь мы будем решать эти проблемы. Естественно, здесь же будет решаться важнейшая проблема ликвидации третьих смен в школах. Еще раз говорю, программа, которая уже не просто объявлена, а над которой сейчас идет самая серьезная работа, будет стоить несколько триллионов рублей. Но начинаем мы ее, несмотря на любую тяжесть экономической ситуации, уже в 2016 году. 

Важнейший вопрос, который поднимался в последние дни, - взносы на капитальный ремонт. И мы еще с вами услышим, это будет звучать сегодня в зале, как нам скажут: давайте откажемся от взносов на капитальный ремонт. А вот о том, что надо ремонтировать дома, и что делать с аварийным жильем, - никто ничего не предлагает. Мы не просто считаем необходимым сохранить эту программу, мы считаем необходимым из федерального бюджета поддержать региональные бюджеты (в части оказания помощи отдельным категориям). На эти цели выделяются средства, которые мы нашли в бюджете на поддержку нуждающихся категорий - инвалидов I и II группы, семей, имеющих детей-инвалидов, одиноко проживающих пенсионеров в возрасте 70-80 лет. Эти вопросы устанавливаются самостоятельными законами, которые тоже будут сегодня рассматриваться Государственной Думой. Бюджет дает на это финансовое обеспечение.. 

Мы знаем прекрасно ту ситуацию, которая сейчас сложилась в Крыму. Более 43 млрд. рублей направляется на решение проблем Крыма. Это и проблемы детских садов, а мы помним прекрасно, что Крым присоединился позднее к программе детских садов, чем все остальные регионы. Это и проблемы ЖКХ Крыма, это и железная дорога Крыма. Все эти вопросы нашли отражение в этой поправке. 

Нам удалось найти средства, чтобы избежать сокращения средств на наиболее уязвимые категории, которое содержалось в бюджете первого чтения. Это и организации инвалидов, и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Средства на это найдены, и они полностью восстановлены в бюджете. 

Хотелось бы обратить внимание на поддержку науки. Помните, как много было споров в прошлом году, надо ли создавать научный фонд? Вот сегодня мы смогли воспользоваться результатами того труда, который был проведен в прошлом году. Поддержка науки - более чем 14 млрд рублей, эти средства пойдут на самые важные направления. В том числе, по 1 млрд рублей получат Московский и Санкт-Петербургский университеты, которые сегодня борются за повышение своей конкурентоспособности на мировом рынке. Одновременно, мы решаем вопросы, связанные с общежитиями для студентов - это очень серьезная проблема вузов. 2,8 млрд рублей выделяется на увеличение мест в общежитии для студентов. Нам удалось изыскать средства на индексацию стипендиального фонда. Сразу хочу сказать, что речь не идет о повышении стипендий. Мы глубоко убеждены в том, что необходимо направить эти средства на помощь студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации. 

Поддержка села. Может быть, впервые за эти годы основные направления поддержки аграрного сектора предлагается определить в бюджете. Не ждать, как это происходит сегодня, когда субсидии поступят в регионы в конце года, а сразу, в самом начале года, самые важные направления профинансировать. Такие предложения также есть. Одновременно решается вопрос ремонта спортивных залов в сельских школах, бассейны в школах. То есть те проекты, которые уже показали свою эффективность, не просто восстановлены в бюджете – по ним сохранен объем финансирования, который был в 2015 году. 

На что имело бы смысл обратить внимание дополнительно? Это, конечно, вопросы молодежной политики - поддержка волонтерского движения, поддержка создаваемой в соответствии с предложением всех фракций Всероссийской организации школьников. Мы помним прекрасно, как в день Победы шли люди и несли портреты своих погибших родственников, и мы предлагаем поддержать Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». Также мы поддержим молодежные форумы, которые походили во всех концах страны - на Дальнем Востоке, в Крыму, во Владимирской области. У этих форумов нет какого-то партийного лица, туда приезжают ребята с самыми разными политическими взглядами, там выступают лидеры всех фракций Государственной Думы, партий, не представленных в Государственной Думе, экономисты и политики. Это очень важно для того, чтобы наша молодежь действительно могла жить полноценной жизнью. Это очень важно для социализации наших детей. 

Также предлагается очень серьезная поддержка Дальнего Востока. 

Поскольку сейчас я говорю со средствами массовой информации, не могу не вспомнить о том, что нам удалось восстановить то, что мы начали в прошлом году – поддержку региональных СМИ. При этом, я хотел бы сказать, что сумма осталась та же самая, нам удалось сохранить средства. 

За счет эффективности перераспределения средств нам удалось найти средства на важнейшие социальные объекты, которые сегодня строятся по всей стране. Это, скажем, водопровод на Дальнем Востоке – это Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. А возьмите больницы – это лечебный корпус больницы Семашко в Рязанской области. Районный больничный комплекс в селе Анзорей – кто знал про это село в Кабардино-Балкарии – вот сегодня на эту больницу в бюджете выделяются деньги, потому что, естественно, у региона нет средств, чтобы самостоятельно ее достроить. Больница в Челябинской области, в Республике Тыва, в Псковской области, в Магаданской области, и так далее. Десятки объектов, в которые будут не просто вложены деньги, а которые будут завершены. Это очень важно. Мы вкладываем средства в те объекты, которые будут благодаря этому завершены и в 2016 году введены в действие. 

И, завершая, я хотел бы обратить внимание еще на одно обстоятельство: эффективность бюджетных расходов сегодня – главное. Сегодня мы можем абсолютно точно сказать – бюджет имеет несколько главных целей. В первую очередь, выполнение социальных обязательств. Второе – поддержка региональных бюджетов. Третье – определение точек роста нашей экономики и поддержка отраслей экономики и предприятий. Но все это можно сделать при одном условии – если бюджет будет сбалансирован. Это важнейшая задача, и все эти приоритеты стоят у нас не только на 2016 год, это постоянные приоритеты бюджетной политики государства. 

Благодаря тем предложениям, которые внесла фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на рассмотрение Государственной Думы, нам удается решить все эти задачи, сохранив при этом сбалансированный бюджет.

Для того, чтобы контролировать эту ситуацию, для того, чтобы не дать возможность растащить эти деньги по каким-то счетам в банках и использовать их неэффективно – для этого сегодня принимаются два важнейших закона – поправки в Бюджетный кодекс и поправки в закон о парламентском контроле. Дискуссия, я надеюсь, по этим законам уже закончилась. Сегодня Государственная Дума этими законами устанавливает полный парламентский контроль в части эффективности расходов. Именно такой подход и позволяет надеяться на то, что все задачи, стоящие в бюджете, будут решены. 

И в заключение мне хотелось бы повторить слова Сергея Неверова, который представляя поправки «ЕДИНОЙ РОССИИ» сказал: «Мы предлагаем всем фракциям Государственной Думы присоединиться к этим поправкам и поддержать бюджет, приняв на себя ответственность перед нашими избирателями за исполнение тех задач, которые сегодня стоят перед страной». Не хочется вспоминать, что у нас другие фракции в Государственной Думе заявили, что они не поддержат бюджет еще до того, как этот проект документа поступил в Государственную Думу, когда они не могли с ним ознакомиться. Сейчас другая ситуация, сейчас нельзя сказать, что кто-то чего-то не знает, что что-то скрыто и так далее. Сегодня как раз мы и определяем, кто готов нести ответственность за судьбу страны, а кто решает свои личные интересы в предстоящей избирательной кампании.

Наверх