Макаров: Оптимизация бюджетных расходов должна обеспечить стабильность
Фракция "Единая Россия" в Государственной Думе (er-duma.ru), 10.53, 30 декабря 2015 г.
Оптимизация бюджетных расходов и контроль над исполнением бюджета должны обеспечить стабильность и основы роста экономики России в 2016 году. Об этом заявил в среду, 30 декабря, член Президиума Генерального совета «Единой России», председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, подводя в комментарии ER.RU итоги 2015 года.
«Бюджет, отвечающий быстро меняющимся экономическим условиям, при этом позволяющий исполнить основные социальные обязательства и заложить основы экономического роста, является главным итогом работы «Единой России» в 2015 году. Сохранение доверия налогоплательщиков к органам власти станет главной задачей в наступающем году», - отметил он.
По его словам, основной финансовый документ страны на 2016 год был принят Госдумой в третьем окончательном чтении 4 декабря.
Макаров напомнил, что при работе над бюджетом фракция партии «Единая Россия» изыскала дополнительно 315 млрд рублей за счет оптимизации бюджетных средств и неэффективных расходов, а также средств, которые лежали на депозитах и других источников.
Назвав бюджет «главным итогом работы фракции в уходящем году», глава профильного комитета подчеркнул, что «бюджет имеет несколько главных целей и, в первую очередь - выполнение социальных обязательств».
«Второе – это поддержка региональных бюджетов. Третье – определение точек роста нашей экономики и поддержка отраслей экономики и предприятий. Достичь этого можно при условии сбалансированности бюджета. Это постоянный приоритет бюджетной политики государства, и эту задачу на 2016 год мы выполнили», - добавил Макаров.
В первую очередь, как подчеркнул парламентарий, в рамках бюджета будет оказываться помощь регионам. Депутат напомнил, что в первом чтении закона о бюджете на помощь регионам выделялось 140 млрд рублей бюджетных кредитов с процентной ставкой 0,1 процента.
«Во втором чтении эта цифра была увеличена на 170 млрд рублей. Таким образом, общая сумма предоставленных бюджетных кредитов регионам составит 310 млрд рублей, то есть не снижается по сравнению с 2015 годом. Но есть одно очень важное дополнение, - сказал Макаров. - 240 млрд рублей из этих средств уже прошли рассмотрение трехсторонней комиссии и будут направлены в регионы уже в начале года. Никто не будет ждать исполнения бюджета, и регионы смогут воспользоваться этими деньгами уже в январе-феврале».
«Также на уровне 2015 года будет продолжена федеральная поддержка села, в целом на это выделено более 237 млрд рублей. На ремонт зданий школ, находящихся в ветхом или в аварийном состоянии, а также для ликвидации третьей смены направляется 50 млрд рублей. На расходы бюджета по компенсации отдельным категориям граждан, инвалидам первой и второй группы, семьям с детьми-инвалидами на оплату взносов на капремонт выделяется более 5 млрд рублей. Около 43 млрд рублей направляется на поддержку программ Крыма и Севастополя, в том числе, на сбалансированность их бюджетов - примерно 20 млрд рублей, на строительство крымской железной дороги выделено 6,8 млрд рублей», - добавил депутат.
Кроме того, в 2016 году дополнительные средства на развитие науки и технологий составят почти 15 млрд, рассказал Макаров. «На поддержку вузов будет направлено дополнительно почти 7 млрд рублей, при этом предусматривается увеличение стипендиального фонда до 862 млн руб. За счет бюджетных 2,8 млрд рублей будет также реализована программа восполнения дефицита мест в общежитиях», - сказал парламентарий.
При этом Макаров подчеркнул, что и в следующем году особое внимание депутаты будут уделять эффективности расходования бюджетных средств. Госдума в 2015 году утвердила изменения в Бюджетный кодекс, которыми полностью восстанавливаются возможности для парламентского контроля. «Мы не просто восстановили те полномочия, которые у Думы были отобраны, мы на самом деле перешли на новый качественный уровень, когда положения Конституции о том, что правительство формирует и исполняет бюджет, а Дума его рассматривает, принимает и контролирует его исполнение, наполнены сегодня реальным содержанием. И то, что 315 млрд рублей были найдены во втором чтении бюджета-2016, чтобы решать важнейшие, в первую очередь социальные проблемы, - эти средства были найдены именно за счет того, что мы реально подошли к выполнению поручения президента искать резервы внутри бюджета за счет снижения издержек и сокращения неэффективных расходов», - подчеркнул Макаров.
Еще одним итогом уходящего года Макаров назвал принятый в конце декабря во исполнение Послания президента закон о продлении до 30 июня 2016 года амнистии капитала. Парламентарий подчеркнул, что «в нынешних экономических и политических условиях этот документ приобретает все большую актуальность».
«Государство с одной стороны - устанавливает законодательные нормы, направленные на деофшоризацию экономики и выполняющие ту задачу, которая была поставлена президентом. Я напомню его слова: необходимо перевернуть офшорную страницу нашей экономики. И одновременно - предоставляет любому налогоплательщику, даже тому, кто ошибся когда-то, возможность задекларировать свое имущество и не нести за это ответственность», - заметил Макаров.
Депутат обратил внимание на то, что Россия подписала все документы, связанные с ФАТФ, ОЭСР и направленные на раскрытие информации, которая находится в иностранных юрисдикциях. И с 1 января 2017 года информация о наличии вкладов, о наличии компаний и так будет передаваться российским налоговым органам фактически в автоматическом режиме.
«Таким образом, - говорит Макаров, - закон об амнистии капитала приобретает еще большую актуальность. Государство не хочет допустить ситуации, когда всего лишь через год многие люди в нашей стране станут правонарушителями. Поэтому полгода продления срока амнистии – это чрезвычайно важное решение, которое позволяет бизнесменам, налогоплательщикам еще раз оценить возникающие риски и принять правильное решение».
Глава бюджетного комитета отметил и другой аспект этой проблемы. «Наметившаяся тенденция к возвращению капитала в Россию и перевода бизнеса из иностранной в российскую юрисдикцию, к сожалению, встречает очень серьезное сопротивление. Уже сейчас мы видим десятки случаев, когда блокируются счета российских бизнесменов за границей просто для того, чтобы создать препятствие для возвращения в Россию. При этом блокировка счетов происходит под предлогом выяснения их происхождения. Именно эту проблему и решает закон об амнистии капитала. И налоговая служба в случае, если ей будут известны эти факты, если у них будут соответствующие сведения, - единственная, кто сможет защитить права наших налогоплательщиков за границей», - сказал депутат.
Что касается дальнейшей деятельности, то для комитета Госдумы по бюджету и налогам основной задачей на 2016 год станет работа по недопущению повышения налоговой нагрузки, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, сообщил Макаров.
«Мы должны сосредоточить свое внимание на выполнении поручений президента, который сказал: мы не должны повышать налоговую нагрузку. Ситуация кризисная и тяжелая, но это - наша основная задача в следующем году», - заключил парламентарий.