Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Макаров: Политический пиар стоит откладывать, когда идет речь об экономике

13.07.2012

Одним из главных результатов весенней сессии стало постепенное осознание депутатами, что бюджет и налоги – не место для пиара. Об этом заявил  в пятницу, 13 июля, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

«Для всей Государственной Думы главным итогом стало то, что российский парламент состоялся, - заметил глава думского комитета. - Я думаю, что очень сильно предубеждение людей, что Государственная Дума – это место, где просто нажимают на кнопки и штампуют законы по указанию правительства. Уверен, что нам понадобятся годы очень серьезной работы, для того, чтобы мнение людей изменилось. Но первый, может быть, самый трудный шаг в этом направлении, безусловно, уже сделан – в парламент вернулась дискуссия. Да, еще очень часто эта дискуссия превращается в митинг, в пустую политическую трескотню, но одновременно становится все больше системных, серьезных обсуждений вопросов, которые имеют исключительно важное значение для страны».

По мнению Макарова, «ощущение ответственности за то, что происходит в стране с людьми, которые нас выбрали, постепенно возвращается к депутатам»: «И в этом плане я не хотел бы делить депутатов на фракции. Во всяком случае, в бюджетном комитете мы никогда не делились по какому-либо признаку, к нам приходили представители самых разных партий и взглядов, и мы всегда исходили из того, что главное в обсуждении бюджета и налогов, вопросов экономики – это профессионализм».

Среди принятых в рамках весенней сессии законов, он выделил закон о спецрежимах для малого бизнеса. «Сохранение единого налога на вмененный доход далось с огромным трудом, в тяжелейшей борьбе с министерством финансов, с теми людьми, кто считал, что налог на вмененный доход должен быть ликвидирован. Я помню слова Сергея Борисова, президента «Опоры России», произнесенные на встрече с Сергеем Нарышкиным. Он сказал, что этот закон является образцом того, каким образом должны взаимодействовать депутаты Государственной Думы с бизнес-сообществом. Ведь действительно очень важно, что после принятия закона в первом чтении, прошло не просто системное обсуждение - выяснялись все точки соприкосновения, выявлялись те проблемы, которые могут возникнуть при реализации закона. Неслучайно Дмитрий Медведев, выступая при утверждении его председателем правительства, сказал, что надо рассматривать не только то, какой закон мы принимаем, но и то, как он будет работать», - напомнил Макаров.

Рассмотрение налоговых законов, по его словам, позволило принять решение о том, по какому пути развиваться комитету. «Мне кажется, первый такой системный результат мы получили на парламентских слушаниях по основным направлениям налоговой политики, когда по предложению Александра Жукова, было принято решение о том, что отныне парламентские слушания по основным направлениям налоговой политики будут проходить не после их внесения и утверждения правительством, а перед ним. Мне кажется, это очень важный результат, который самым существенным образом скажется на налоговой политике», - добавил парламентарий.

«Важнейший закон, который был нами принят в эту сессию – закон по еврооблигациям, которым мы исправили серьезнейшую ошибку, допущенную заместителем министра финансов Шаталовым, когда он выпустил письмо, фактически, обрушившее рынок еврооблигаций для нашей страны. В тяжелейшей борьбе принимался этот закон, но, опять же, вместе с экспертным сообществом, вместе с бизнес-сообществом и вместе с правительством эта ошибка была исправлена», - отметил Макаров.

Он также обратил внимание на то, что депутаты «не позволили ликвидировать банковскую тайну для граждан». А «ведь такой законопроект был внесен, более того, с подачи Минфина это положение было внесено в «Основные направления налоговой политики». И от имени правительства было внесено в Государственную Думу. Правда очень мало кто в правительстве знал, что такой закон внесен, как выяснилось в ходе обсуждения, - подчеркнул депутат. - Государственная Дума не пошла на поводу у тех людей, которые хотели ликвидировать банковскую тайну. Так что иногда целый ряд непринятых законов имеет гораздо большее значение, чем принятые».

Макаров особо отметил приняты Госдумой системные законы в области бюджетной сферы. «Мы рассматривали поправки к бюджету 2012 года дважды, - напомнил он. - В первом законе были пересмотрены доходы бюджета и цена на нефть. Кстати, я помню, как Правительство говорило нам о том, что 115$ за баррель – это консервативный прогноз, правда, спустя месяц они изменили свою точку зрения. В свою очередь, мы очень точно спрогнозировали ситуацию и говорили правительству, о тех рисках, которые возникают в связи с принятием данного закона».

«Мы не стали планировать расходы на те гипотетические доходы, которые предполагались в связи с пересмотром цены на нефть, - продолжил Макаров. - И, наконец, нам удалось выкинуть из бюджета те проекты и программы, а это почти 50 млрд рублей, которые попали туда неизвестно как, не имея даже проектно-сметной документации».

Опыт принятия этого закона, подчеркнул парламентарий, позволил выйти на решение важных как для комитета, так и для российского парламента в целом, проблем: «Это вопрос о расширении полномочий парламента при рассмотрении бюджета и при его исполнении, при осуществлении контроля за эффективностью бюджетных расходов. Эти вопросы в полном объеме рассматривались нами при принятии закона об антикризисных мерах, которые правительству необходимо будет применить в случае, если серьезно ухудшиться экономическая ситуация».

«В этой связи принятие данного законопроекта очень важно, потому что теперь мы реагируем на кризисные явления не постфактум, а готовимся к ним заранее, - подчеркнул Макаров. - Изначально в этом законопроекте предполагалось в случае кризиса забрать у Думы целый ряд полномочий и передать их правительству. Мы не согласились с таким подходом. И в том споре, который возник, мы были услышаны руководством страны. Результатом стало совместно выработанное решение, которое позволяет сделать главное – в случае возникновения кризиса все ветви власти будут действовать совместно, все силы будут собраны в единый кулак. В законе прописаны все необходимые элементы, которые позволяют максимально интегрировать Государственную Думу в процесс принятия решений в случае возникновения кризисной ситуации».

На самом деле, главное, что дают эти законопроекты – это возвращение парламенту его исторически исконных функций, подчеркнул глава думского комитета.

«Мне кажется, сегодня это решение еще не все понимают. Пока еще, скажем, фракция КПРФ или «Справедливая Россия» могут себе позволить проголосовать против таких законов, но конечно, делается это по чисто политическим причинам – они недовольны согласием на привлечение к уголовной ответственности депутата Бессонова или не согласны с отклонением закона, который я бы назвал законом о торговле депутатскими мандатами. Именно поэтому, выступая в Государственной Думе в последний день сессии, я сказал о том, что политический пиар стоит откладывать, когда идет речь об экономике, о жизни и благополучии наших граждан. Бюджет и налоги – это основные инструменты, которыми мы можем обеспечить как выполнение государственных обязательств, так и качество жизни наших людей. Мне кажется, что осознание того, что бюджет и налоги – не место для пиара, постепенно приходит. И может быть, это второй главный результат этой сессии. Остальное увидим осенью», - заключил Макаров.

Наверх