Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Макаров: Необходимо сделать налоговые льготы для СМИ более адресными, чтобы они работали на те цели, ради которых даются

04.04.2013

В четверг в Государственной Думе состоялось заседание Экспертного совета комитета по бюджету и налогам. Темой заседания стал вопрос о реформировании действующей льготы в виде пониженной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) для периодических печатных изданий.

Открывая заседание, председатель комитета Андрей Макаров напомнил, что поводом для созыва экспертного совета стало протокольное поручение Государственной Думы, поручившей рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления налоговых льгот средствам массовой информации.

«Очень бы хотелось, чтобы мы понимали цену вопроса, - подчеркнул Макаров. – Хотелось бы начать даже не с налоговых льгот, а с прямой поддержки средств массовой информации, которая идет непосредственно через федеральный бюджет. Если мы возьмем за базу последний предкризисный 2007 год и сравним его с 2012 годом, то прямая поддержка из бюджета в 2007 году составляла 25 миллиардов рублей, а в 2012 году – 77 миллиардов рублей. То есть, несмотря на кризис, государственная поддержка СМИ увеличилась более чем в три раза».

Цена льгот по НДС для СМИ, добавил председатель комитета, составила в 2012 году, по самым минимальным оценкам, 8 миллиардов 151 миллион рублей. «Поднимая вопрос о льготах для СМИ, необходимо понять, насколько они адресны», - подчеркнул Андрей Макаров. Сегодня налоговые льготы, предоставляемые СМИ, носят универсальный характер и предоставляются всем – как тем, кто в них нуждается, так и тем, кто в них не нуждается.

«Я очень прошу не говорить о каких-то индивидуальных вопросах, - призвал Макаров участников Экспертного совета. – Мы обсуждаем с вами нормы для всех: нуждается ли система льгот для СМИ в каких-то изменениях и если нуждается, то как сделать их более адресными. Как сделать так, чтобы они реально работали на те цели, ради которых они даются».

Депутаты фракции «Единая Россия», принимавшие участие в заседании экспертного совета, выступили с рядом конкретных предложений. Так, первый заместитель председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов напомнил, что наряду с печатными СМИ льготами по уплате НДС пользуются производители продуктов питания и детских товаров. «Наше предложение достаточно конкретно, - отметил депутат, - надо вносить изменения в эту статью Налогового кодекса». По мнению Маркелова, необходима поправка, лишающая налоговых льгот издания, публикующие объявления эротического характера, в том числе и в косвенной форме.

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина, взяв слово, признала, что необходимость государственной поддержки СМИ очевидна. «Но при этом мы должны себе ответить на вопрос, - отметила Баталина, - если мы осуществляем государственную поддержку, то мы преследуем ряд задач, и просто безубыточность СМИ не может быть критерием этой поддержки».

Средства массовой информации – это прежде всего средство объективного информирования граждан страны о происходящем в стране, подчеркнула депутат. «Отсутствие содержательных требований к СМИ как раз и породило ту ситуацию, что отражена в протокольном поручении, - констатировала Ольга Баталина. – Может быть, изменить сам подход к государственной поддержке СМИ и перейти от налоговых льгот к прямому субсидированию?» По мнению депутата, «каждый волен выбирать: если ты хочешь получать государственную поддержку – есть набор требований. Если ты не хочешь выполнять набор требований – пожалуйста, есть любые другие условия для развития бизнеса».

Заместитель Председателя Государственной Думы Сергей Железняк согласился с тем, что «налоговые льготы, просто в силу своей природы, не могут быть эффективным инструментом поддержки СМИ, потому что они не адресны, они могут быть определены только в отношении всего спектра изданий. Поэтому мне представляется целесообразным, чтобы эксперты предложили методы неналогового стимулирования – через субсидирование и другие инструменты финансовой поддержки в отношении тех СМИ, которые действительно являются социально ориентированными, которые реализуют задачи, связанные с развитием нашего общества», - подчеркнул Железняк.

Комментируя итоги заседания экспертного совета, Андрей Макаров еще раз подчеркнул:

«Сам характер обсуждения показал, что инициатива депутатов подняла очень большой пласт вопросов. В рамках экспертного совета будет сформирована специальная рабочая группа, которая подготовит предложения для решения всего того комплекса вопросов, которые были обозначены.

Сумма почти в 100 миллиардов рублей в рамках бюджетной поддержки или налоговой поддержки – это то, что реально на сегодняшний день получают СМИ от государства. Профессиональное обсуждение показывает, что далеко не все льготы, которые имеются на сегодняшний день, имеют адресный характер. Многие из них в законе сформулированы неточно и допускают возможность злоупотребления этими льготами. Наверное, вопрос поддержки СМИ только налоговым путем – это путь достаточно ошибочный.

Поэтому необходимо рассмотреть ряд вопросов, которые позволили бы, не снижая уровень поддержки СМИ, сделать ее более адресной.

Я убежден, что поддержка СМИ, в том числе налоговыми средствами – это, строго говоря поддержка не самих средств массовой информации. Это поддержка конституционного права людей на получение информации. И поэтому мне очень бы не хотелось, чтобы сегодняшнее обсуждение было воспринято, как попытка покушения на свободу слова или попытка поставить СМИ под контроль государства».

Наверх