Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Макаров: Происходит фундаментальное изменение бюджетного процесса

19.04.2013

Сегодня во втором чтении будут рассмотрены изменения в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием бюджетного процесса, а также законопроект «О парламентском контроле». Комментируя парламентским журналистам вносимые в законодательство поправки, председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров обратил внимание, что благодаря вносимым изменениям, происходит «фундаментальное изменение бюджетного процесса».

- Бюджет следующего года будет готовиться Правительством и представляться Государственной Думе в разрезе государственных программ, - подчеркнул депутат. - Сегодня, я надеюсь, законопроект будет принят во втором чтении. Это создаст базу для того, чтобы все остальные бюджеты рассматривались именно таким образом. Что это дает? Это не просто решение вопроса о том, какое количество денег выделяется на какие-то объекты. В итоге государственная программа будет устанавливать цели, ради которых эти средства выделяются, определять индикаторы, которые позволят установить эффективность вложения тех или иных средств на развитие тех или иных государственных программ. Это революционное изменение бюджетного процесса, но его было бы недостаточно, если бы одновременно не принимался законе «О парламентском контроле».

Напомню, что Государственная Дума специально откладывала принятие закона «О парламентском контроле» именно для того, чтобы эти два законопроекта рассматривались вместе. В законе «О парламентском контроле» устанавливаются совершено иные формы и возможности парламентского контроля. В первую очередь, естественно, в сфере бюджетных правоотношений. Впервые в истории российского парламентаризма Государственной Дума получает возможность для осуществления контроля в бюджетной сфере: начиная с составления бюджета - то есть предварительного контроля, текущего – в стадии принятия, и последующего. Если учесть при этом, что основной орган парламентского контроля – Счетная палата (закон о которой мы принимали в прошлом месяце) отныне стал высшим органом финансового контроля и наделен соответствующими полномочиями, то становится понятным: переход бюджета на программный метод (который дает возможность определить эффективность бюджетных расходов с учетом парламентских функций по контролю за исполнительной властью в ходе реализации бюджета), является не только новым шагом в развитии бюджетного процесса, но и абсолютно новым шагом в развитии парламентаризма в нашей стране.

Думаю, что этот вопрос будет очень долго обсуждаться, и сегодня на пленарном заседании вполне может быть высказан целый ряд достаточно серьезных вопросов по этому поводу, однако, полагаю, что оба законопроекта сегодня будут приняты во втором чтении. Надеюсь, до конца этого месяца они пройдут третье чтение и рассмотрение в Совете Федерации, а затем создадут новые возможности как для Правительства с точки зрения формирования бюджета, так и для парламента с точки зрения контроля его исполнения.

Отмечу, что парламент получил такие возможности как предварительное рассмотрение основных направлений налоговой политики. И уже первые парламентские слушания по основным направлениям налоговой политики пройдут в Государственной Думе 13 мая - до рассмотрения этого вопроса правительством. Парламент будет предварительно рассматривать основные направления бюджетной политики. И каждая программа до того, как она будет утверждаться Правительством, будет проходить рассмотрение на профильных комитетах Госдумы, комитете по бюджету Совета Федерации, а также будет подвергнута исследованию на парламентских слушаниях с привлечением экспертов и всех заинтересованных лиц. Позиция парламента, таким образом, становится очень важной, и парламент может донести ее до Правительства еще до принятия этих важнейших документов.

Мы все помним закон о Российском финансовом агентстве. Сколько копий было сломано по этому поводу. Мы торопились с принятием этого закона, поскольку считали, что именно через Российское финансовое агентство, как полагалось, будут направлены 100 млрд рублей на инфраструктурные проекты, о которых говорил в своем Послании Президент. В поправках в Бюджетный кодекс мы предусмотрели возможность непосредственного направления этих денег через бюджетный процесс.

Таким образом, теперь можно спокойно работать над законопроектом о Российском финансовом агентстве, спокойно снимать те проблемы и противоречия, которые были выявлены в ходе его предварительного рассмотрения на стадии первого чтения. Потому что уже в этом году инфраструктурные проекты - главные проекты в нашей стране - смогут получить поддержку в размере не менее 100 млрд рублей, о чем говорил Президент в своем Послании.

Наверх