Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Дума во вторник приняла в третьем чтении закон о парламентском контроле

23.04.2013

Председатель комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров во вторник, 23 апреля, в ходе брифинга разъяснил основные положения закона о парламентском контроле.

«Самым важным для нас в планах на эту сессию было выстраивание бюджетного процесса и вопросы, связанные с парламентским контролем, - напомнил Макаров. – Не случайно, когда мы принимали законопроект об изменении Бюджетного кодекса, мы кричали, что в таком виде закон принимать нельзя.

Если вы помните, мы говорили, что не можем принимать закон о парламентском контроле до того, как примем закон о Счетной палате и поправки в Бюджетный кодекс, определяющие положение Думы в бюджетном процессе. Для нас это было принципиально важно.

В результате сложных переговоров, подготовленных поправок, в законе о парламентском контроле, помимо всех позитивных моментов, связанных с парламентскими расследованиями, нашел отражение целый раздел, связанный с парламентским контролем в бюджетных правоотношениях.

Этого у нас не было никогда и нигде. На сегодняшний день в законе жестко прописано все участие парламента на участках предварительного, текущего и последующего контроля. В истории нашего законодательства такого еще просто не было.

Для нас было очень важно определять возможность предварительного участия с учетом того, что бюджет следующего года начинает верстаться в рамках государственных программ, то есть меняется очень серьезно. Напомню, что когда бюджет внесло Правительство, то они убрали формирование бюджета по разделам и подразделам, то есть по функциональной и по ведомственной структуре – только госпрограммы.

В результате оказалось, что парламент, с одной стороны, связан бюджетным правилом, а с другой стороны, поскольку нет разделов и подразделов, а госпрограммы утверждаются Правительством Российской Федерации, фактически был лишен возможности вносить какие-то поправки во втором чтении.

Что удалось сделать? Первое – мы полностью сохранили структуру бюджета так, как она есть сейчас. То есть помимо госпрограмм, одновременно бюджет представляется в рамках разделов и подразделов. Поэтому существует возможность правки госпрограмм, разделов и подразделов в рамках существующей на сегодняшний день процедуры подачи поправок ко второму чтению в Государственной Думе.

Второе – я хотел бы обратить внимание на то, что когда мы принимали бюджетное правило, оно распространялось только на две стадии бюджетного процесса: на процесс разработки бюджета и на процесс исполнения бюджета. Между тем, бюджетный процесс включает в себя третий этап – принятие бюджета. Таким образом, В соответствии с Конституцией, полномочия Правительства – это разработка и исполнение бюджета, полномочия парламента – рассмотрение, принятие бюджета и последующий контроль.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что в связи с бюджетным правилом те ограничения, которые есть, на парламент не распространяются. Иными словами, если возникает вопрос, когда бюджет не полностью принят в рамках существующих параметров, Государственная Дума полностью сохраняет право вернуть бюджет Правительству для доработки.

Третий вопрос – то, что нам удалось сделать в рамках закона о Счетной палате. Счетная палата стала высшим органом финансового контроля и этот высший орган финансового контроля является органом парламентского контроля. Счетная палата получила все необходимые полномочия для ведения парламентского контроля – и в первую очередь контроля не просто за тем, израсходованы деньги или нет, а возможность контролировать эффективность расходования получаемых средств. Это особенно важно в рамках государственных программ.

Новинки, которые произошли в законе о парламентском контроле – помните, мы писали о необходимости предоставления нам основных направлений налоговой политики, основных направлений бюджетной политики? – теперь это стало нормой закона о парламентском контроле. Нам обязаны их представить, профильные комитеты и комитет по бюджету рассматривают их у себя на заседаниях, проводят парламентские слушания, готовит заключения комитетов, рекомендации парламентских слушаний направляются в Правительство. Договоренность с Правительством полностью достигнута, это подтверждается регламентом работы Правительства.

Очень важно, что мы ввели в закон о парламентском контроле тот же порядок в отношении программ. Если до сих пор все программы – это были полномочия исполнительной власти, то теперь та же процедура предварительного рассмотрения госпрограмм и профильными комитетами, и комитетом по бюджету. Почему это важно? – профильные комитеты рассматривают госпрограммы с точки зрения их содержательного наполнения, бюджетный комитет – с точки зрения обеспеченности деньгами.

Возможность участия парламента на предварительном этапе разработки госпрограмм создает необходимую основу для расширения участия парламента в разработке и участии во всех стадиях бюджетного процесса.

Из того, что нам остается – это раздел о финансовом контроле Бюджетного кодекса. Мы практически забрали из него и перенесли все нормы в закон о программном бюджете. То что осталось, до конца мая мы примем спокойно.

Таким образом можно считать, что формирование бюджетного процесса, определяющего все вопросы, связанные с прохождением следующего бюджета, будет закончено. Думаю, что в принципе это очень неплохой результат.

В этом законе одновременно было решено сразу несколько задач. Первое – много копий было сломано по поводу Росфинагентства. Я напомню, что нам объясняли, что Российское финансовое агентство создается так быстро для того, чтобы те 100 миллиардов, о которых говорил Президент в своем Послании, пошли в инфраструктурные проекты. В законе, который мы проголосуем сегодня в третьем чтении, существует поправка, которая снимает коллизию Бюджетного кодекса, которая не позволяла напрямую направить средства ФНБ в эти проекты.

Поправка в этом законе есть, эти средства можно направить в бюджет без Российского финансового агентства. Поэтому теперь мы можем уже не торопиться с его созданием, а подробно, серьезно обсуждать все вопросы, связанные с вопросом о целесообразности такого шага.

Наконец, поправка, которая тоже сегодня будет проголосована в третьем чтении – это механизм покрытия дефицита бюджета из средств Резервного фонда. Направление этих средств было возможно только через зачисление этих средств в Резервный фонд. Иными словами, средства в течение года скапливались, по итогам года рассчитывается, сколько из них должно пойти в Резервный фонд. Поправка состоит в том, что мы разрешаем Правительству тратить средства Резервного фонда, не дожидаясь их зачисления в Резервный фонд. Но сделать это можно будет, только внеся изменения в закон о федеральном бюджете».

Наверх