Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

В Госдуме обсудили проект Основных направлений налоговой политики в Российской Федерации на 2014-2016 годы

13.05.2013

Открывая парламентские слушания, председатель Госдумы Сергей Нарышкин подчеркнул, что «впервые в современной истории Государственной Думы парламентские слушания по проекту Основных направлений налоговой политики проводятся до рассмотрения этого вопроса и утверждения Основных направлений Правительством Российской Федерации. Обычно такие слушания проводились постфактум, а Основные направления – просто доводились до экспертного сообщества и парламентариев».

Он также напомнил, что согласно принятому закону о парламентском контроле «проекты основных направлений как налоговой, так и бюджетной политики, а кроме того и проекты всех государственных программ (которые со следующего года станут основой федерального бюджета) – будут направляться на предварительное рассмотрение в Государственную Думу. И заключения по этим документам будут уже направляться далее в Правительство, после чего Правительство будет соответствующие документы принимать».

По словам председателя Госдумы, необходимо «детально и профессионально обсудить те нововведения, которые предлагаются в проекте Основных направлений налоговой политики. Посмотреть прогнозы от их возможной реализации, причём и с фискальных позиций, и с точки зрения развития экономики».

Нарышкин также предложил обсудить вопрос о проекте Основных направлений налоговой политики в режиме Открытого правительства.

Говоря о проекте основных направлений налоговой политики на 2014-2016 годы министр финансов РФ Антон Силуанов отметил: «Основная цель документа – определить основные параметры налоговой системы на ближайшие три года в целях обеспечения предсказуемости, стабильности налоговой политики для бизнеса, что крайне важно для улучшения инвестиционного климата нашей страны. Вторая задача документа – определить ориентиры для бюджетной политики, проводимой на федеральном, региональном и местных уровнях».

По его словам, сохранение низкого уровня налогов в несырьевом секторе экономики является основной задачей по повышению конкурентоспособности российской налоговой системы. «Такая политика будет продолжаться и дальше», - заявил Силуанов.

Не менее важной задачей, по его словам, является обеспечение стабильности российской налоговой системы и предсказуемости налоговой политики.

«Дальнейшее совершенствование налоговой системы будет реализовываться по направлению стимулирования ее составляющей, а также совершенствованию качества налогового администрирования», - заявил министр.

Содержательно проект Основных направлений налоговой политики в Российской Федерации нуждается в доработке. Необходимо организовать публичное открытое обсуждение документа, чтобы его обсуждали не только те, кто согласен с ним, но и те, кто видит в нем недостатки. Об этом заявил, выступая на слушаниях, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

«Риски в экономике нарастают. Пожалуй, впервые в истории страны рост, несмотря на высокие цены на нефть, ниже, чем в других странах. И существует не просто реальная угроза сокращения расходов бюджета, но и реальная угроза рецессии», - отметил Макаров.

«В этой ситуации, хотя приоритетом государства в бюджетной политике, безусловно, должно остаться выполнение обязательств государства перед гражданами, пополнение бюджета не должно оставаться единственной целью налоговой политики. Я рад, что сейчас это прозвучало в докладе министра. К сожалению, этого нет в Основных направлениях. Мы вновь забыли о стимулирующей роли налоговой системы. И об этом необходимо вспомнить», - заявил он.

Говоря о спаде экономики, парламентарий отметил, что проблема не столько в налогоплательщиках, сколько в прогнозе. «Потому что налоговую систему мы используем только как средство пополнения Бюджета», - пояснил глава комитета.

Парламентарий напомнил, что 12 лет назад, когда только начинали принимать Основные направления налоговой политики, они были направлены на реализацию стратегии развития РФ, на десятилетний период и программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Сегодня они подготовлены с целью составления федерального Бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

«Обратите внимание, как изменяется смысл налоговой политики. Мне кажется, сегодня очень важно увязать Основные направления с задачами социально-экономического развития. Если мы этого не сделаем, они неминуемо превратятся в тормоз и на пути развития, и на пути решения социальных вопросов», - заявил он.

Подробнее председатель комитета остановился на том, что должно быть в этом документе: «Мне представляется, что во-первых, это должна быть оценка состояния налоговой системы, включая анализ существующих проблем и недостатков, как с точки зрения государства, так и с точки зрения бизнеса. Оценка конкурентоспособности налоговой системы, как с точки зрения налоговой нагрузки, так и с точки зрения налогового администрирования. Отчет о выполнении задач, которые были поставлены в предыдущих Основных направлениях. При этом необходимо указать анализ последствий того, что приняли и причины, почему не приняли то, что мы предлагали (огромное количество мероприятий не нашло своего отражения). Наконец, предложения по совершенствованию налоговой системы как в целом, так и по отдельным налогам».

Все вышеперечисленное не нашло отражение в Основных направлениях налоговой политики, подчеркнул Макаров.

Говоря о том, какой должна быть налоговая система, парламентарий процитировал слова президента в Послании Федеральному собранию в мае 2004 года, она должна быть «справедливой, конкурентоспособной и необременительной для бизнеса». «Только очень серьезный оптимист может сказать сегодня, что эта задача решена. А ведь прошло почти 10 лет», - подчеркнул он.

«Тенденция усиления налоговой нагрузки очень опасна. Мы неконкурентоспособны уже сегодня. И с каждым годом мы становимся неконкурентоспособны все более и более. Это надо признать, а не повторять как мантру, что наша налоговая нагрузка замечательная», - заявил Макаров.

Очень важно, по мнению парламентария, учитывать, какие последствия вызовут те или предложения.

«Если мы хотим, чтобы документ стал содержательным, он безусловно, нуждается в обсуждении. Сегодня Сергей Евгеньевич высказал главную мысль. Давайте продолжим обсуждение. Открытое правительство, эксперты – сколько есть инструментов для этого обсуждения. Содержательно документ нуждается в доработке. Самое главное публичное, открытое обсуждение, чтобы его обсуждали не только те, кто согласен с этими основными направлениями налоговой политики, но и те, кто видит в нем недостатки», - заявил глава комитета.

Наверх