Макаров: Необходимо открытое обсуждение Основных направлений налоговой политики
В понедельник, 13 мая, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам провел парламентские слушания на тему: «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации».
Содержательно проект Основных направлений налоговой политики в Российской Федерации нуждается в доработке. Необходимо организовать публичное открытое обсуждение документа, чтобы его обсуждали не только те, кто согласен с ним, но и те, кто видит в нем недостатки. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
«Риски в экономике нарастают. Пожалуй, впервые в истории страны рост, несмотря на высокие цены на нефть, ниже, чем в других странах. И существует не просто реальная угроза сокращения расходов бюджета, но и реальная угроза рецессии», - отметил Макаров.
«В этой ситуации, хотя приоритетом государства в бюджетной политике, безусловно, должно остаться выполнение обязательств государства перед гражданами, пополнение бюджета не должно оставаться единственной целью налоговой политики. Я рад, что сейчас это прозвучало в докладе министра. К сожалению, этого нет в Основных направлениях. Мы вновь забыли о стимулирующей роли налоговой системы. И об этом необходимо вспомнить», - заявил он.
Говоря о спаде экономики, парламентарий отметил, что проблема не столько в налогоплательщиках, сколько в прогнозе. «Потому что налоговую систему мы используем только как средство пополнения Бюджета», - пояснил глава комитета.
Парламентарий напомнил, что 12 лет назад, когда только начинали принимать Основные направления налоговой политики, они были направлены на реализацию стратегии развития РФ, на десятилетний период и программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Сегодня они подготовлены с целью составления федерального Бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
«Обратите внимание, как изменяется смысл налоговой политики. Мне кажется, сегодня очень важно увязать Основные направления с задачами социально-экономического развития. Если мы этого не сделаем, они неминуемо превратятся в тормоз и на пути развития, и на пути решения социальных вопросов», - заявил он.
Подробнее председатель комитета остановился на том, что должно быть в этом документе: «Мне представляется, что во-первых, это должна быть оценка состояния налоговой системы, включая анализ существующих проблем и недостатков, как с точки зрения государства, так и с точки зрения бизнеса. Оценка конкурентоспособности налоговой системы, как с точки зрения налоговой нагрузки, так и с точки зрения налогового администрирования. Отчет о выполнении задач, которые были поставлены в предыдущих Основных направлениях. При этом необходимо указать анализ последствий того, что приняли и причины, почему не приняли то, что мы предлагали (огромное количество мероприятий не нашло своего отражения). Наконец, предложения по совершенствованию налоговой системы как в целом, так и по отдельным налогам. И, безусловно, ответы на вопросы, как мы намереваемся исправлять допущенные ошибки. И ответы на вопросы, которых ждет налогоплательщик (в широком смысле этого слова). Например, неповышение налоговой нагрузки на сырьевой сектор – эта задача была поставлена президентом. Из пожеланий это должно превратиться в норму закона. Мы собираемся это в законе прописать?».
Все вышеперечисленное не нашло отражение в Основных направлениях налоговой политики, подчеркнул Макаров.
Говоря о том, какой должна быть налоговая система, парламентарий процитировал слова президента в Послании Федеральному собранию в мае 2004 года, она должна быть «справедливой, конкурентоспособной и необременительной для бизнеса». «Только очень серьезный оптимист может сказать сегодня, что эта задача решена. А ведь прошло почти 10 лет», - подчеркнул он.
Впрочем ситуация, по его словам, действительно, поменялась, с тех пор, как принимались первые Основные направления: «Если тогда была конкурентоспособная налоговая система с точки зрения ставок, но при этом у нас был «налоговый террор». Сегодня ситуация поменялась на диаметрально противоположную – у нас серьезные успехи по администрированию. Но как только мы говорим о налоговых ставках, конкурентоспособности, мы видим достаточно невнятные рассуждения в документе о том, что давайте считать иначе. Сравнивать НДС предлагается не с какой-то конкретной страной, а со среднеарифметической ставкой по странам ОЭСР. До этого никто в мире, кроме авторов документа, еще не додумался. Давайте попробуем сравнить налоговую нагрузку с теми странами, которые сопоставимы с нами по структуре экономики».
«Тенденция усиления налоговой нагрузки очень опасна. Мы неконкурентоспособны уже сегодня. И с каждым годом мы становимся неконкурентоспособны все более и более. Это надо признать, а не повторять как мантру, что наша налоговая нагрузка замечательная», - заявил Макаров.
Очень важно, по мнению парламентария, учитывать, какие последствия вызовут те или предложения.
Говоря о вопросе налогового администрирования, парламентарий отметил, что за 2012 год из Налоговой службы уволилось почти 32 тысячи, с начала этого года – еще 13 тысяч. Зарплата налогового инспектора в Москве – 20 тысяч рублей. В Твери – 13500, в Нижнем Новгороде – 14700.
«О каком качестве налогового администрирования здесь можно говорить? Это и есть то основное направление налоговой политики, которое должно найти свое отражение в документе», - отметил Макаров.
«Если мы хотим, чтобы документ стал содержательным, он безусловно, нуждается в обсуждении. Сегодня Сергей Евгеньевич высказал главную мысль. Давайте продолжим обсуждение. Открытое правительство, эксперты – сколько есть инструментов для этого обсуждения. Содержательно документ нуждается в доработке. Самое главное публичное, открытое обсуждение, чтобы его обсуждали не только те, кто согласен с этими основными направлениями налоговой политики, но и те, кто видит в нем недостатки», - заявил глава комитета.