Макаров: Произошло возвращение парламенту бюджетных полномочий
Председатель комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров на специально созванном брифинге в понедельник подвел итоги работы комитета за весеннюю сессию.
«Самое главное – произошло возвращение парламенту бюджетных полномочий, - подчеркнул, в частности, Макаров. – Был принят Закон о парламентском контроле, который, в который была включена статья о парламентском контроле над бюджетным процессом. Это означает, что на сегодняшний день нам удалось создать базу для возвращения парламенту его функций в бюджетном процессе. Сегодня полномочия парламента прописаны как с точки зрения предварительного контроля, так и с точки зрения текущего контроля над бюджетом».
Часть контрольных полномочий парламента была прописана в Бюджетном кодексе, добавил Андрей Макаров. «Поправки в бюджетный кодекс по существу закрепили механизмы исполнения Закона о парламентском контроле, - разъяснил председатель комитета. – Во-первых, Счетная палата отныне является высшим органом финансового контроля, и именно парламентского контроля. Полномочия Счетной палаты серьезно возросли, не только количественно, но и качественно: появилась возможность управлять эффективностью бюджетных расходов».
Парламенту удалось преодолеть ошибочную практику последних лет, когда основные направления бюджетной и налоговой политики попадали в Думу лишь постфактум, продолжил Макаров. «Сегодня мы видим совершенно иное отношение Правительства к мнению Государственной Думы, - констатировал депутат. – После проведения парламентских слушаний Правительство изменило целый ряд направлений налоговой политики».
Важнейшим фактором, по мнению Андрея Макарова, является то, что принятие новых государственных программ и изменение уже действующих отныне невозможно без рассмотрения их Государственной Думой.
«Меняется отношение к Думе в целом, - констатировал председатель комитета по бюджету и налогам. – Мы начинаем понимать, что все изменения в нашей стране возможны только за счет усиления роли парламента. Усиление исполнительной власти, которое было допущено на определенном этапе, было абсолютно правильным, но обеспечение устойчивости всей конструкции государства предполагает, что с усилением одной ветви власти необходимо укрепление и двух других. И вот сейчас, по моему убеждению, происходит усиление парламента, как ветви власти».