Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Открылась конференция, посвященная 20-летию Конституции РФ

26.09.2013

Сегодня, 26 сентября, началась II научно-практическая конференция на тему «20 лет Конституции РФ: институты правового государства, гражданское общество и законотворческий процесс».

Открывая пленарное заседание конференции, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин напомнил, что год назад открылась серия мероприятий, посвященных этому юбилею.

«Юбилей Основного закона – это не только исторический, но и психологический рубеж, - отметил глава Госдумы. - Накоплен серьезный опыт применения Основного закона». Он подчеркнул, что уже не года, а десятилетия «мы живем в новом политическом и правовом измерении». «Молодые граждане России - ровесники Конституции – за это время не только достигли совершеннолетия, но успели проголосовать на выборах за Президента РФ, на муниципальных и региональных выборах. Через три года они смогут не только голосовать на выборах в седьмой созыв Государственной Думы, но и смогут сами стать кандидатами в депутаты», - сказал Нарышкин.

Председатель Госдумы напомнил, как в начале 90-х годов острейшие общественно-политические и внутривластные конфликты ставили под угрозу территориальную целостность страны, единство ее правового и экономического пространства, а также демократические ценности. И одна из заслуг Конституции в том, что на ее основе удалось обеспечить стабильность и наладить диалог между противоборствующими силами.

Нарышкин считает показательным тот факт, что за 20 лет лишь однажды двумя законами в Конституцию были внесены поправки – увеличены сроки полномочий Президента и Госдумы, а также введен ежегодный отчет Правительства перед депутатами. И не исключил возможность внесения дополнительных изменений, напомнив о предложении Президента об объединении Верховного и Высшего Арбитражного судов.

«Конституция – это вершина всей правовой системы. Она играет дисциплинирующую роль, придавая устойчивость институтам власти и современному праву в целом», - констатировал спикер нижней палаты. Он также сообщил собравшимся, что мониторинг правоприменения является одним из приоритетов Госдумы шестого созыв.

Вице-премьер Правительства Сергей Иванов также сделала акцент на исторический период создания Основного закона, отметив, что Конституция рождена в переломное и даже драматическое для страны время. «В то время страна была на грани гражданской войны, а принятие Конституции позволило отступить от опасной черты, перезагрузить отношения в обществе, открыть границы для демократических реформ». Иванов констатировал, что Конституция закрепила важнейший свод ценностей и принципов, отразила наши исторические традиции. Он подчеркнул, что российская Конституция не только соответствует самым строгим международным стандартам, но по ряду норм их даже превосходит. «Правовой фундамент России надежен и прочен», - заявил вице-премьер.

В своем выступлении в рамках пленарного заседания заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимир Васильев отметил, что парламент стал местом для дискуссии. По инициативе Председателя Госдумы, здесь появился новый инструмент - «Открытая трибуна», куда приглашаются все политические силы, в том числе - непредставленные в Государственной Думе. Таким образом, реализуется поручение Президента, озвученное в Послании Федеральному Собранию, - организован диалог в правовом поле. «Этот пример доказывает, что потенциал Конституции далеко не исчерпан», - заметил он.

По окончании пленарного заседания, Владимир Васильев выступил модератором секции под названием «Совершенствование разграничений полномочий и межбюджетных отношений как условие развития регионов и реализации конституционных прав граждан».

В своем докладе на секции председатель комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев заметил, что «процесс разграничения полномочий завершен», однако не все проблемы удалось решить. По его мнению, не всегда обоснованно число полномочий, передаваемых на места. К тому же, финансы и межбюджетные отношения вызывают наибольшее число разногласий. Он сообщил, что только для 10 субъектов не предусмотрено дотаций из федерального бюджета. Кидяев призвал при финансировании регионов перейти «от сухой фискальной к стимулирующей» формуле.

Глава профильного комитета, в частности, предложил: налог на добычу полезных ископаемых оставить регионам, перейти к уплате НДФЛ по месту жительства , создать для муниципалитетов упрощенку.

«Надо решать вопрос о бюджетах развития для муниципалитетов, - подчеркнул Кидяев. - Финансовая помощь региона не должна зависеть от воли того или иного руководителя». Правила должны быть понятны, а объемы – предсказуемы.

Программа развития должна быть не из-под палки, а по убеждению, считает депутат. К тому же, по словам Кидяева, «следует наводить порядок в полномочиях органов публичной власти»: надо привести эти полномочия к определенным стандартам.

Сейчас 203 федеральных закона регулируют компетенцию местной власти, но местные вопросы должны решаться на местах, заметил глава комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров в своем выступлении оспорил предложение коллеги по уплате НДФЛ по месту жительства. «Когда мы говорим, что надо НДФЛ делать по месту жительства – это касается 2-3 регионов, однако расходы на администрирование будут больше», - обосновал свою позицию Макаров.

Он также подчеркнул, что муниципалитетам хронически не хватает денег, и напомнил: «В докризисном 2007-ом году из федерального бюджета были предоставлены субсидии на дорожное строительство регионам в размере 104,6 млрд. После кризиса «лучший министр финансов мира» Алексей Кудрин предложил, чтобы не останавливать дорожное строительство, прокредитовать регионы на эти цели. В результате эти деньги пошли на федеральные развязки. Мы дали в долг регионам на решение федеральных нужд, за которые сейчас регионы должны расплачиваться!».

Кроме того, Андрей Макаров указал, что из федерального бюджета всего 13 процентов направляется на развитие регионов, а 87 процентов – проедается. По итогам пошлого года 1,359 млрд - долг регионов. На 14 процентов увеличился долг муниципалитетов. «Мы проедаем будущее своей страны!» - возмутился глава бюджетного комитета.

Он констатировал, что сегодняшнее развитие экономики привело к тому, что «у нас нет возможности оперативно решать острые вопросы». «К сожалению, готовых рецептов нет, - сказал Макаров. - Есть хороший закон о разграничении полномочий хороший, но каждое из этих полномочий должно быть обеспечено финансовыми ресурсами. Мы должно кардинально менять подход к бюджетной и налоговой политике. Каждое обязательство должно быть обеспечено деньгами!»

Наверх