Андрей Макаров: Государственная Дума может рассмотреть проект бюджета в первом чтении 25 октября
Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015-2016 гг. поступил в Госдуму.
Работу над проектом федерального бюджета прокомментировал председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров:
- Вместе с проектом федерального бюджета в Госдуму поступили проекты закона о бюджете Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования, - то есть тот стандартный пакет бюджетных документов, который должен поступать в Госдуму. Сразу хочу сказать, что проект бюджета немного распух. Пакет документов, который представлен вместе с бюджетом, составляет порядка 11 тыс. страниц (в прошлом году он был 9,5 тыс. страниц).
Одновременно с бюджетом, в соответствии с Бюджетным кодексом, внесены такие документы как Основные направления бюджетной и налоговой политики, Прогноз основных параметров бюджетной системы, методики расчета распределения межбюджетного трансферта, расчеты по отдельным видам доходов и все те необходимые документы, которые представляются вместе с бюджетом, чтобы парламент мог рассматривать проект бюджета.
Сразу хочу сказать: отличительной особенностью бюджета является то, что впервые расходы бюджета рассматриваются не только в функциональном разрезе, но и в программном - то есть, исходя из тех целей, которые уставлены государственными программами.
Одновременно представлен целый ряд необходимых законопроектов, которые будут рассматриваться одновременно с бюджетом. Таких законопроектов пять: это закон о тарифе страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, это внесение изменений в статью об обязательном социальном страховании от несчастных случаев, поправки в закон о минимальном размере оплаты труда и о приостановлении действия отдельных законов.
Бюджетный кодекс устанавливает, что Государственная Дума должна рассмотреть законопроект в течение 60 дней. Сейчас сотрудники аппарата комитета по бюджету начинают анализировать поступившие документы на предмет соответствия правилам, установленным Бюджетным кодексом. На это дается одни сутки. По итогам этой работы комитет по бюджету внесет в Совет Думы предложение: либо, если есть какие-то несоответствия, о возврате Правительству законопроекта, либо о принятии его к рассмотрению. Если будет принято решение о принятии этих законопроектов к рассмотрению, то Совет Думы установит профильные комитеты, которые будут рассматривать отдельные его разделы и которые уже будут сводиться в комитете по бюджету. Сразу хочу сказать, что роль рассмотрения профильных комитетов в этом году с учетом программного принципа формирования бюджета, безусловно, очень серьезно возрастает. Я думаю, что если все сложится нормально, Государственная Дума могла бы рассмотреть представленный законопроект в первом чтении 25 октября. Это предварительные расчеты.
Доходы бюджета на 2014 год предполагаются в размере 13 трлн 570 млрд 500 млн рублей, расходы - 13 трлн 960 млрд 100 млн рублей, таким образом, дефицит составит в соответствии с проектом по 14 году 389 млрд 600 млн рублей, что означает 0,53%, - то есть в пределах той нормы допустимого дефицита, которая установлена Бюджетным кодексом. Планируемая цена на нефть составляет 101 доллар за баррель - это та цифра, которая берется за основу при расчете бюджета. При этом в соответствии с бюджетным правилом базовая цена для расчета будет составлять 93 доллара. ВВП в 2014 году составит 73 трлн 315 млрд рублей, инфляция должна уложиться в пределы от 4,5% до 5,5%. Я думаю, с этими цифрами нам еще предстоит очень серьезная работа, мы из будем еще анализировать.
Но так или иначе мы можем констатировать, что бюджетный процесс в парламенте начался, и проходит он под знаком очень серьезного увеличения полномочий парламента в ходе бюджетного процесса. Я напомню, что в соответствии с законом "О парламентском контроле" и теми изменениями, которые были внесены в Бюджетный кодекс, отныне парламент может осуществлять свои полномочия на всем протяжении бюджетного процесса: в процессе его подготовки, усилены полномочия при его рассмотрении и, безусловно, при контроле за его исполнением. Я думаю, всеми этими полномочиями парламент воспользуется в полной мере. И все мы понимаем, что ситуация в экономике очень тяжелая: рассмотрение бюджета в Государственной Думе не будет легкой прогулкой для Правительства.