Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Андрей Макаров: Дума принимает ответственные решения

20.11.2013

Cегодня, 20 ноября, Государственная Дума рассмотрит во втором чтении правительственные законопроекты "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2013 год) и "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров:

- Экономическая ситуация в стране такова, что у нас просто нет тех доходов, на которые рассчитывало Правительство, внося бюджет.

Хотел бы обратить внимание на то, что как ни жаль, но те прогнозы, которые давал комитет по бюджету год тому назад, полностью подтвердились. То, что год тому назад некоторые пытались назвать чуть ли не клеветой на наше правительство, оказалось реальностью.

И падение доходов в значительной степени определило тщательность, с которой депутаты стали отбирать поправки. Конечно, не обошлось без популизма. Наверное, это естественно в парламенте. Но депутаты практически всех фракций очень часто снимали свои поправки, когда видели, что проходит более взвешенная поправка. И это показатель того, что парламент действительно состоялся.

Что касается тех решений, которые были приняты, необходимо отметить, что работа над ними велась с лета, когда вместе с правительством мы проходили весь проект бюджета. В сентябре произошло изменение экономического прогноза. И ситуация оказалась хуже, чем предполагалось летом. Но та база, которая была заложена, безусловно, сработала.

И уже при рассмотрении бюджета на заседании Государственной Думы, мы сразу сказали, что его доработка должна вестись по трем направлениям:

Первое - это те вопросы, которые необходимо решить уже в бюджете 2013 года, с тем, чтобы целый ряд средств, которые депутат предлагали выделить в 2014 году, мы сочли необходимым выделить уже в 2013. С тем, чтобы многие территории могли лучше подготовиться к новому бюджетному году и встретить его с уже иными силами.

Второе направление – это поправки, которые готовились непосредственно ко второму чтению, решающие текущие задачи.

Третий блок –поправки, которые необходимо будет решать в ходе исполнения бюджета 2014 года.

Вот три блока поправок, на которых была сосредоточена работа депутатов.

Начнем с первого – с поправок, касающихся вопросов, которые мы сочли необходимыми решить до наступления 2014 года. Первые из них связаны со стихийным бедствием на Дальнем Востоке. Если вся сумма поддержки, оказанной Правительством пострадавшим регионам, на данный момент составляет чуть больше 40 миллиардов рублей, то 13 из них распределены непосредственно поправками в бюджет 2013 года. То есть, вся программа по оказанию немедленной помощи в ликвидации последствий наводнения по этому году решена.

Следующий вопрос – мы много говорили о тяжелом состоянии регионов. Еще летом мы работали с правительством над тем, чтобы увеличить размер кредитной поддержки, которую федеральный центр оказывает региональному бюджету. Мы увеличили этот размер кредитной поддержки на 50 миллиардов рублей. Это значит, что дешевые бюджетные кредиты заместят коммерческие кредиты, которые регионы были вынуждены брать, чтобы выполнять свои обязательства.

Одновременно, мы решили еще один очень важный вопрос: мы сумели согласовать с правительством, что по этим дешевым кредитам мы снизим размер кредитной ставки. Если до сих пор дешевые кредиты давали под половину ставки рефинансирования, то теперь мы снизили эту ставку до одной трети. И если мы посчитаем эту разницу, то увидим, что это еще несколько миллиардов чистой финансовой поддержки регионов.

В проекте поправок к бюджету 2013 года нам удалось добиться 13,5 млрд поддержки на сбалансированность бюджетов субъектов РФ. Это живые деньги, которые даются на поддержку регионов. А в ходе подготовки бюджета 2014 – 16 гг. ко второму чтению нам удалось увеличить эту сумму еще на 4,5 миллиарда. Это огромные деньги, такого еще никогда не было.

Я хотел бы обратить внимание на одно очень важное обстоятельство: депутаты Государственной Думы, при рассмотрении проекта поправок в бюджет 2013 года в первом чтении, отмечали очень низкую эффективность исполнения бюджета. В некоторых министерствах и ведомствах исполнение бюджета за 9-10 месяцев 2013 года составляет 15-20%. Однако к концу года все ведомства исполняют бюджет на 99%. Это означает, что в декабре месяце деньги будут потрачены срочно на что угодно, и говорить об эффективности этих трат не приходится. Поэтому я предупреждал, что Государственная Дума снимет средства с тех, кто эти деньги потратить не сможет. И это будет сигнал остальным, что дальше так действовать не стоит. Мы сегодня еще не готовы сделать это по всем расходам, взяли только несколько очевидных. Но мы сняли 2,5 миллиарда средств, которые уже явно не будут израсходованы, хотя ведомство просило перенести их на следующий год. И направили их на поддержку регионов.

Одновременно решен такой важный вопрос, как реструктуризация задолженности по кредитам для регионов, пострадавших от стихийных бедствий. В прошлом году это были регионы, пострадавшие от засухи. В этом году мы реструктурируем задолженность регионов Дальнего Востока.

Еще один вопрос – поддержка реформирования жилищно-коммунального хозяйства, в частности, аварийного жилья. Напомню, что профильные комитеты рекомендовали выделить на эти цели 20 млрд рублей в 2014 году. Мы подготовили поправку, предусматривающую уже в 2013 году выделение на эти цели более 30 млрд рублей. Эти деньги поступят в регионы прямо сейчас, что позволит им незамедлительно начать решать проблему расселения аварийного и ветхого жилья.

Я привел только несколько примеров поправок, касающихся бюджета 2013 года, позволяющих нам лучше подготовиться к году 2014.

Хотел бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. С прошлого года стало традицией, что Государственная Дума при принятии проекта федерального бюджета принимает постановление, где определяет задачи правительства, которые необходимо решить в ходе исполнения бюджета. Так вот, все вопросы, которые обозначила Дума в своем постановлении год тому назад, кроме одного пункта, правительством были выполнены. Это показывает, что у правительства меняется отношение к тем решениях, которые принимает Парламент. Единственное, что не было выполнено – правительство оставило финансирование приобретения жилья для детей, оставшихся без попечения родителей, на уровне 6,2 млрд. Правда, хочу напомнить, что еще несколько лет тому назад эта сумма вообще была ноль. И эти средства позволили хотя бы сдвинуть проблему с места. Мы считаем, что эту сумму необходимо увеличить, поэтому, сейчас, когда мы рассматривали бюджет 2014 года, мы увеличили эту сумму на 300 млн рублей и поставили задачу о более серьезном ее увеличении уже в следующем году. Это войдет в Постановление Думы.

Возьмите другую проблему – детские сады. В этом году впервые государство выделило на строительство детских садов в регионах 50 миллиардов рублей. Хочу заметить, после этого был выделен еще один миллиард – уже на оборудование детских садов. А 8 млрд – на дешевые кредиты на те же цели. Эти деньги не все истрачены в этом году и будут переброшены на следующий год. Это очень важно, все эти деньги сохраняются, они не пропадают. Кроме того, мы изыскали возможность в поправка к бюджету 2014 года дополнительно выделить на эти цели живые деньги в размере 10 млрд рублей.

И, наконец, очень важный вопрос - мы поручили правительству обобщить эту ситуацию, создать электронную очередь, точно определить потребности этой очереди в региональном разрезе, и уже в ходе исполнения бюджета 2014 года решить, какие дополнительные средства для дальнейшего решение этой проблемы.

Еще один значимый аспект поправок к бюджету 2014 года - бассейны в ВУЗах. Казалось бы, мелкая задача. Но во всем мире в ВУЗах есть бассейны. У нас великая страна. Но за все время существования СССР в ВУЗах было построено всего 57 бассейнов. За трехлетнее существование этой программы таких бассейнов построено 45. Мы продолжаем эту программу и сохранили 1 млрд 300млн рублей на строительство бассейнов в высших учебных заведениях.

Другая программа – ФОКи – быстровозводимые физкультурно-оздоровительные комплексы, блестяще себя проявила. Но, мы сейчас посмотрели – да, она работает, люди стали приобщаться к спорту, но если мы возьмем с вами деревню, село, то мы увидим, что там ФОК не построишь. Все-таки, это достаточно дорогое удовольствие. И мы приняли решение увеличить финансирование на эту программу. Если раньше она была 2, 7 млрд рублей, то теперь она составляет 3 млрд рублей, но поделены средства немножко иначе. Теперь на ФОКи пойдет 1 млрд 200 млн рублей, а остальные деньги пойдут на ремонт и реконструкцию физкультурных залов сельских школ. Сельская школа станет центром приобщения людей к спорту.

Поправками ко второму чтению бюджета 2014 года выделяются деньги на объекты, на которые никогда, наверное, не смогли бы регионы выделить средства самостоятельно. Например, на завершение работы по реконструкции Тульского кремля, или 50 миллионов рублей на женский монастырь в Кашине, Тверская область, или 800 млн рублей на комплекс Соловецкого монастыря - требуются огромные деньги на сохранение и восстановление этого архитектурного памятника. А еще 300 млн рублей выделяется на его инфраструктуру: канализацию, водопровод и т.д.

Наконец, это серьезное увеличение поддержки регионов. Тех, кому сегодня приходится очень тяжело. Например, на поддержку села. В этом году на эти цели нам удалось выделить дополнительно 42 млрд рублей. Рассматривая бюджет этого года, мы смогли выделить еще 2,3 млрд рублей на социальное развитие села – это газификация, водопровод, и программа в первый же год работы сработала блестяще. Мы сохраняем эту программу и на следующий год, несмотря на все проблемы с финансированием.

Еще пример совершенно из другой области. Проблема мигрантов. Немалые деньги требуются для создания пунктов временного содержания. Мы изыскали два млрд 100 млн рублей, чтобы эти центры были созданы.

А проблема поддержки науки? Совсем недавно мы приняли закон, которым создали фонд научных исследований. И несмотря на тяжесть бюджета, уже в этом году мы смогли изыскать 11 млрд, которые пойдут в этот фонд на гранты для научных исследований. А 15 млрд пойдут в следующем году.

Т.е., происходит решение целого ряда очень важных сиюминутных вопросов. Казалось бы, что такое, 50 млн на Россотрудничество? А это развитие русского языка в мире. Еще 50 млн – молодежи, ребятам, которые собираются и едут помогать тем, кто попал в беду.

Долго еще можно продолжать, но когда говорят об экономическом кризисе – это не правда. У нас нет экономического кризиса, у нас есть кризис экономической модели, которую долгие годы создавало руководство экономического блока нашей страны. Кризис этой модели сегодня действительно наступил. Сегодня Государственная Дума делает все, для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Мы впервые приняли решение о том, чтобы средства Фонда национального благосостояния были направлены на важнейшие инфраструктурные проекты.

И, наконец, хотел бы обратить внимание на скромную поправку, которую я внес как бюджет 2013, так и в бюджет 2014 года, - мы разрешили правительству РФ в случае нехватки средств использовать для покрытия дефицита бюджетных средств, не снижая расходов, средства Резервного Фонда. Мы глубоко убеждены, что Резервный Фонд создавался именно на тот случай, когда нам не будет хватать средств. Так что, мне кажется, что в этой ситуации Государственная Дума принимает серьезные, сбалансированные решения, направленные на развитие экономики нашей страны. И это ответственные решения.

Наверх