Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 17 июля воскресенье

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

Андрей Макаров: Сделан огромный шаг вперёд по пути оказания помощи региональным бюджетам

20.06.2014
Сегодня в окончательном третьем чтении Государственная Дума уточнит параметры федерального бюджета на 2014 год. Сообщая о вносимых в основной финансовый документ изменениях, председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров напомнил:

- Когда законопроект поступил в Государственную Думу, с учётом изменившейся ситуации, Правительство было вынуждено пойти на изменения параметров федерального бюджета. И основным вопросом, который стоял перед депутатами, и который волновал всех в стране - это вопрос о том: не будут ли снижены расходы, будут ли выполнены все социальные обязательства государства, хватит ли резервов у страны для того, чтобы выполнять все принятые на себя социальные обязательства.

Сразу хочу сказать, что ответ на этот вопрос законопроект даёт полностью. Расходы в бюджете не снижаются ни на одну копейку. Все социальные обязательства государства полностью обеспечены финансово.

Следующий очень важный вопрос – это серьёзный анализ финансовой ситуации в регионах Российской Федерации, который был проведён депутатами до рассмотрения бюджета. Именно поэтому основная направленность этого законопроекта сводится к тому, что мы решали: каким образом помочь регионам, и что должно стать основной идеей данного законопроекта. Сегодня можно твёрдо сказать - главным в данном законопроекте стало выделение финансовых ресурсов для оказания помощи регионам страны.

Напомню, что уже после поступления законопроекта в Государственную Думу по поручению Председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина комитетом по бюджету была проведена работа по изысканию дополнительных резервов в бюджете для решения этой задачи. Эти средства нам удалось найти. Поэтому сегодня я могу назвать окончательные цифры, которые будут направлены в региональные бюджеты из федерального бюджета для оказания помощи.

Первое. Серьёзно увеличиваются средства, которые направляются на прямую помощь. Сегодня они составляют в проекте закона 50 млрд. Напомню, что кроме этого в бюджете выделены 120 млрд. на оказание помощи региональному бюджету для выполнения указов Президента по повышению заработной платы в регионах.

Одновременно выделяется дополнительно 100 млрд. рублей на предоставление дешевых бюджетных кредитов. Эти средства выделяются на замещение дорогих кредитов, к которым регионы должны были прибегать, для того, чтобы выполнять свои обязательства. Таким образом, общая сумма кредитов на сегодняшний день в бюджете 2014 года на эти цели предусмотрена в размере 230 млрд. рублей.

Более того, мы пошли на совершенно беспрецедентное решение, когда при принятии законопроекта во втором чтении установили символическую ставку по этим кредитам, то есть фактически федеральный бюджет не получает дохода по тем кредитам, которые он предоставляет региональным бюджетам. Эта ставка составляет 0,1 %. Одновременно снижена ставка по казначейским кредитам, разница которых с бюджетными кредитами состоит в том, что они предоставляются региональным бюджетам для, так называемого, преодоления кассового разрыва: когда возникает необходимость срочного выделения каких бы то ни было средств.

Хотел отметить то, что буквально в последний момент при принятии бюджета, в него были внесены изменения для выполнения поручений Президента об оказании помощи пострадавшим от наводнения в районах Тывы, Хакассии, Алтая. Такие изменения также приняты.

Одновременно с принятием бюджета Государственная Дума принимает постановление, в котором даёт соответствующее поручение. В первую очередь - это поручение Счётной палате по проверке эффективности использования бюджетных средств, которые выделяются в законе о бюджете. И очень важный вопрос - это поручение Правительству Российской Федерации переработать и внести изменения в государственные программы, которые уже в бюджете 2015 года должны стать безусловной основой для формирования бюджета. Но главное, должны обеспечить безусловное выполнение «майских» указов Президента. Напомню, что содержание этих указов - реальное повышение заработной платы, а также достижение важнейших показателей экономического развития. Это и создание 25 млн. рабочих мест, и увеличение производительности труда и так далее.

Хочу сказать, что те цифры, которые я называл - это цифры помощи федерального бюджета только на июнь 2014 года. Мы договорились с Правительством о том, что указанные средства позволяют регионам нормально функционировать. Но уже осенью снова вернёмся к этой теме: будем рассматривать вопрос о необходимости выделения дополнительных средств. В частности, в этом году мы уже выделили региональным бюджетам дополнительно 50 млрд. рублей на детские сады. Программа идёт очень хорошо. Я думаю, что уже где-то к сентябрю-октябрю мы будем знать: какова потребность регионов в указанных средствах на эти цели, и в октябре будем принимать соответствующее решение.

Одновременно мы будем осуществлять постоянный мониторинг совместно со Счётной палатой исполнения бюджета с тем, чтобы увидеть любые проблемы, которые возникают в регионах страны, с тем, чтобы оперативно на них реагировать и уже осенью принимать решение о том, какая необходимая помощь должна быть выделена регионам дополнительно. Поэтому в данном случае, сегодняшний бюджет, безусловно, огромный шаг вперёд по пути оказания региональным бюджетам помощи. Именно поэтому произошло уникальное событие в жизни Государственной Думы, когда впервые (я не готов говорить сейчас в отношении 3 чтении, которое только предстоит) и в первом, и во втором чтении за проект федерального бюджета голосовали депутаты всех четырёх фракций. Кстати, те поправки, о которых я говорил, которые были внесены во втором чтении, были так же подготовлены в сотрудничестве четырёх фракций и подписан депутатами всех фракций.

Наверх