Переход на кадастровую стоимость не увеличит налоговой нагрузки
Соответствующие поправки в Налоговый кодекс направлены не только на установление справедливости, но и на предотвращение возможности злоупотреблять правом для уклонения от уплаты налогов, отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Переход на кадастровую оценку вовсе не означает переход на налог на недвижимость. Об этом заявил в среду, 24 сентября, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, рассказывая о работе над поправками в Налоговый кодекс.
«Выходит на финишную прямую работа, связанная с решением вопроса, который волнует, безусловно, всех граждан нашей страны: какой налог им придется платить за свое жилье», - сказал Макаров. «Десять лет велась эта работа. Напомню, что в первом чтении законопроект о введении налога на недвижимость был принят летом 2004 года, и вот с тех пор эта работа не прекращалась. Работа затянулась потому, что было важно решить две, по-видимому, взаимоисключающие друг друга задачи: как сделать так, чтобы налог, который во всем мире является основным для муниципалитетов, для местной власти, который является основой местного уровня власти, получил какие-то дополнительные средства, и вторая задача - как сделать так, чтобы налоговое бремя не легло на плечи граждан нашей страны», - отметил председатель комитета.
«Я думаю, что точку в споре между отдельными ведомствами поставил Президент РФ, когда заявил: «Люди не должны пострадать», и дал прямое указание сохранить все действующие на сегодняшний день льготы», - подчеркнул парламентарий.
«В этой связи комитет по бюджету сегодня вынесет на рассмотрение Государственной Думы предложение об отказе от налога на недвижимость, предлагается только модернизировать налог на имущество, действующий сегодня в нашей стране - еще раз подчеркну, сохранив все льготы для всех льготных категорий граждан, которые сегодня есть в законе. Эта принципиальная позиция проводится в поправках», - сообщил Макаров.
«Я не случайно на этом акцентирую внимание, потому что в последние дни несмотря на то, что я попытался достаточно тщательно очень многим представителям СМИ объяснять смысл этого закона, по-прежнему появляются предсказания о том, что налог вырастет в 20 раз, в 30, о том, что пенсионеры будут платить налог. Пенсионеры налог платить не будут, это я хочу заявить со всей ответственностью», - подчеркнул председатель профильного комитета.
Макаров также рассказал о конструкции, которую предложит комитет Государственной Думе. «Необходимость перехода на кадастровую оценку - это вовсе не означает переход на налог на недвижимость. Кадастровая оценка является объективной необходимостью просто потому, что инвентаризационная оценка в стране не существует с 1 января 2012 года, а это означает, что местные органы власти сегодня не могут получать налог от всех новостроек, которые появились с этого времени. Лишать местные органы власти средств, которые они будут тратить на тех же самых граждан, по-видимому, неправильно», - сказал Макаров.
«Поэтому закон предусматривает переход на кадастровую оценку, однако, этот переход будет осуществлять в течение пяти лет равными долями по 20% - для этого вводится соответствующий понижающий коэффициент. Наряду с тем, что сохраняются все льготы, установленные законом, законопроектом предлагаются следующие налоговые вычеты: 20 кв м - по каждой квартире, 10 кв м - по комнате и 50 кв м - по жилому дому. При этом ставка налогообложения , основная ставка, снижается с существующих сегодня 2% до 0,1%. Я еще раз подчеркиваю: ставка снижается в 20 раз», - заявил председатель комитета.
«Поэтому разговоры о том, что переход на кадастровую стоимость приводит к увеличению налоговой нагрузки в десять и больше раз, не соответствует действительности. Во-первых, хотя бы потому что практически по всем домам, которые строили в последние годы, их оценка при регистрации уже была как минимум близка к кадастровой, а иногда, особенно при сделках купли-продажи, фактически ее превосходила. И в этой ситуации установление ставки в 20 раз меньше чем действующая, означает снижение налоговой нагрузки», - подчеркнул парламентарий.
Макаров также указал, что одновременно законопроектом исключается возможность злоупотребления правом. «Мы специально изучали этот вопрос, и выяснилось, что во многих городах (например, в Москве) есть пенсионеры, на которых зарегистрировано 100, 200 и больше квартир, - сообщил он. - Замечу, что это далеко не самые богатые люди, не люди, которые заработали эти деньги каким-то очень крутым бизнесом. Это люди, на которых оформляется жилье с целью ухода от уплаты налогов. Поэтому предлагается: льгота будет действовать по одному объекту в каждой категории. То есть каждый льготник имеет право льготы на квартиру, дачу, дом, садовый участок, на гараж или машиноместо – то есть в каждой из этих категорий у него есть льгота. Для всех остальных действуют те вычеты, о которых я уже говорил».
«Должен сказать, что мы просчитали все вопросы (и тут я благодарен федеральной налоговой службе, которая смогла оказать нам помощь в сборе этих данных) не просто по каждому региону страны, но и просчитали последствия этого налога по каждой территории, по поселку, по типовым зданиям и остальным. И пришли к выводу, что необходимо все равно предусмотреть механизм, который позволит скорректировать возможные ошибки в методе массовой оценки жилья (а когда в стране более 130 млн. объектов недвижимости – они, безусловно, будут оцениваться только методом массовой оценки). Для того, чтобы можно было скорректировать, мы предусмотрели возможность обжалования кадастровой оценки как в комиссии, так и в судебном порядке. При этом в случае обжалования и пересмотра кадастровой стоимости налогоплательщику возвращаются все выплаченные им средства с того момента, когда он обратился. То есть каждый гражданин имеет возможность, получив уведомление об уплате налогов, обжаловать это решение и установить реальную стоимость жилья, и соответственно сумму налога, которая подлежит уплате», - добавил депутат.
Макаров особо обратил внимание, что те люди, которые пользовались льготами, никуда обращаться не должны. «Мы предусмотрели, что все льготы являются действующими, переходят автоматически, - заверил глава бюджетного комитета. - В том же случае, если у налогоплательщика появляется какой-то выбор, он может обратиться, указав этот выбор налоговой службе. Если он этого не сделает, налоговая служба сама осуществит этот выбор, избрав для налогообложения тот объект, который предусматривает наибольшие льготы. Таким образом, в данном случае выбор сделан не в пользу бюджета, а в пользу налогоплательщика. На что еще хотел бы обратить внимание: объекты стоимостью свыше 300 млн. рублей сохраняют налоговую ставку 2%, то есть в 20 раз больше. Мы считаем, что это вопрос социальной справедливости - по этим объектам ставка 2%, и устанавливается отсутствие льгот (то есть никакие льготы по этим объектам не применяются)».
«Льготы не будут предоставляться по тем объектам жилья, которые используются в коммерческих целях (речь не идет об аренде жилья), потому что мы выяснили, что очень многие бизнес-центры и торговые центры стали переоформляться на физических лиц – на пенсионеров. Выясняется, что в торговых центрах у нас огромные помещения оформлены на пенсионеров просто потому, что как физические лица они этого налога не платили. Таким образом, законопроект направлен не только на установление справедливости, но и на предотвращение возможности злоупотреблять правом для уклонения от уплаты налогов», - сказал Макаров.
Макаров также добавил, что с 1 января 2020 года инвентаризационная стоимость исчезает. «То есть регионы, которые не перейдут на кадастровую оценку, этот налог взимать не будут», - отметил депутат.
«Вопрос о том: переходить на кадастровую стоимость или нет при взимании налога на имущество будет принимать каждый регион самостоятельно, а уже решение о введении налогов будут принимать местные органы власти», - сообщил он.
«Для того, чтобы предоставит им возможность микшировать любые негативные моменты, которые, безусловно, при таком объеме работы могут получиться, мы предоставляем право местным органам власти помимо предоставления любых дополнительных льгот любым категориям (независимо от того, вошли они в льготные категории по федеральным налогам или нет) еще и возможность снижения ставки налога до нуля или увеличения ее до 0,3%», - подчеркнул парламентарий.
Макаров уверен, что данным законопроектом удалось решить главную задачу, поставленную президентом: люди от этого налога пострадать не должны.