В Госдуму внесен проект Федерального бюджета на 2015-2017 гг.
Сегодня Правительством РФ в Государственную Думу был внесен проект федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов. Как подчеркнул председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров, это произошло в полном соответствии с Бюджетным кодексом – в установленные сроки. Депутат также уточнил, что одновременно с проектом главного финансового документа страны были внесены и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также поступили дополнительные материалы.
Макаров сообщил, что в сумках фельдъегерей находятся материалы в объеме 10070 страниц: «Вместе с законопроектом представлены Основные направления бюджетной и налоговой политики, предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития, расчеты по видам доходов, методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов. Также представлены паспорта всех государственных программ, то есть бюджет снова сформирован по государственным программам. Мы будем рассматривать бюджет именно в разрезе государственных программ».
Депутат подчеркнул, что «начинается сложная и серьезная работа - нам предстоит одновременно заниматься как с бюджетообразующими законопроектами, так и самим бюджетом».
Рассказывая о поэтапной подготовке бюджета, Макаров сказал: «В течение одного дня комитет по бюджету должен дать заключение о соответствии представленных материалов Бюджетному кодексу. Естественно, предварительная работа шла вместе с Правительством. После того как эта работа будет проведена, комитет по бюджету внесет в Совет Государственной Думы предложения о комитетах-соисполнителях по всем направлениям бюджета, и комитеты-соисполнители начнут свою работу - каждый над своим разделом.
Закон отводит 60 дней на рассмотрение законопроекта. Таким образом, предварительный расчет показывает, что первое чтение законопроект о федеральном бюджете, в случае если материалы соответствуют Бюджетному кодексу, может состояться 24 октября. В этом году с учетом сложности ситуации, тех очень серьезных внешних рисков, которые возникают, Государственная Дума еще летом дала согласие Правительству, приняв изменения в Бюджетный кодекс, разрешив налоговые законы, бюджетообразующие законы принимать и после 1 сентября. Это временная норма, которая действует только в этом году, но она означает, что одновременно с рассмотрением бюджета мы будем рассматривать бюджетообразующие налоговые законы. Предполагается, что первое чтение данного закона состоится 21 октября - то есть до рассмотрения бюджета в первом чтении. А скорректируем мы уже все цифры перед вторым чтением бюджета, когда все налоговые поправки должны будут быть приняты и во втором и в третьем чтении окончательно.
Для того, чтобы все регионы, все субъекты бюджетного планирования могли ознакомиться с этими поправками, они были разосланы в регионы. В течение месяца все смогут дать по ним свои предложения и замечания. Работа над этим законопроектом также идет в комитете.
Естественно, сегодня комитет по бюджету, после того как будет принято соответствующее решение, передаст все материалы в Совет Государственной Думы, который перенаправит все материалы бюджета в Совет Федерации для того, чтобы они могли дать заключение по разделам, связанным с межбюджетными отношениями, Президенту, в Счетную палату. Одновременно комитет направит проект бюджета во все крупные научно-исследовательские, учебные учреждения, которые занимаются экспертизой проектов. Я думаю, что до рассмотрения бюджета мы проведем очень серьезное экспертное обсуждение экономических проблем и проекта бюджета, который сегодня у нас представлен.
Комитет по бюджету разместит все поступившие материалы в базе, и они будут доступны не только для Государственной Думы, они будут доступны для любого гражданина, который захочет ознакомиться с тем законопроектом и обоснованием к нему, которое Правительство внесло в Государственную Думу. И уже по доброй традиции хочу сообщить, что комитет по бюджету предполагает свои заседания при обсуждении бюджета транслировать в Интернете, чтобы каждый мог услышать и аргументацию, и просто быть в курсе решений, которые принимаются».
Рассказывая о параметрах бюджета, Макаров отметил, что поступивший из Правительства законопроект предусматривает в следующем году рост ВВП – с 0,5% в 2014-ом до 1,2% в 2015-ом году.
«Цена на нефть планируется при составлении бюджета по-прежнему в размере 100 долларов за баррель. При этом можно констатировать, что предполагается некоторое снижение средних цен по газу, что заложено в расчете бюджета», - сообщил депутат.
Макаров напомнил, что в федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы был заложен на 2015 год валютный курс в размере 34,3 рубля за 1 доллар. Теперь этот показатель изменился в сторону увеличения: 37,7 рубля за доллар.
Отвечая на вопрос журналистов о социальной части бюджета, глава комитета подчеркнул: «Все социальные обязательства в бюджете финансово обеспечены на всю трехлетку – не только в 2015-ом году, но и на плановый период 2016 – 2017 годы. Бюджет сбалансирован. Это достаточно сложно в текущей ситуации, учитывая макроэкономическую ситуацию, но, повторяю, все социальные обязательства и их выполнение финансово обеспечено». Он также заверил, что каждая статья доходов и расходов будет проверена депутатами.
«Главное, на что сегодня надо обратить внимание – бюджет составлен в разрезе госпрограмм. Бюджет должен рассматриваться не в виде кассового выполнения - то есть какое-то количество денег надо потратить, а от результата – какой результат дает каждый потраченный рубль. Думаю, вопросы эффективности расходования бюджетных средств будут главной темой при прохождении бюджетных законопроектов в Государственной Думе», - полагает председатель бюджетного комитета.
В ответ на вопрос об увеличении военных расходов, Макаров пояснил, что все расходы бюджета увеличены. «А вот насколько эти расходы соответствуют заявленным задачам – это и есть предмет рассмотрения данных законопроектов в Государственной Думе», - сказал депутат.
Глава бюджетного комитета сообщил, что при подготовке проекта главного финансового документа страны подробно обсуждались макроэкономические показатели и возможные риски: «Очевидно, что те параметры, которые заложены в бюджет, являются чрезвычайно напряженными, - сказал он. – Но если мы начинаем говорить об эффективности бюджетных расходов, то решение поставленных в бюджете задач может быть обеспечено, в том числе, в рамках тех параметров, которые сейчас заложены.
Напомню, что когда мы рассматривали бюджет 2014 года, практически все исходили из того, что будет падение собираемости налогов. И мы видим, что произошло в течение полугода - серьезное увеличение собираемости налогов: и прибыли, и налога на добавленную стоимость. Это можно объяснить и реальным улучшением качества налогового администрирования (т.е. работой Федеральной налоговой службы), и совершенно очевидными подвижками в экономике - начала происходить переориентации экономики на внутренние резервы. Может не всегда так быстро, как нам бы хотелось, может быть, недостаточно эффективно, но, безусловно, это происходит. Хотя я повторяю: бюджет очень напряженный».
Макаров заверил журналистов, что депутаты постараются в бюджете учесть возможные риски и пессимистичные прогнозы: «Мы рассматриваем любые возможности – и возможность резкого падения цены на нефть, и вопросы, связанные с углублением санкций. Мы, безусловно, такие расчеты делаем, но хотел бы обратить внимание: независимо от цены на нефть и развития внешнеполитических рисков – социальные гарантии, установленные законом для граждан, будут, безусловно, выполнены. Это главная задача. На этой основе – безусловного выполнения обязательств перед гражданами - мы и должны строить дальнейшую работу».
В тоже время парламентарий отметил, что приоритетным при рассмотрении бюджета будет и обеспечение резервных фондов. «Нельзя забывать о том, что бюджет является очень важным инструментом развития экономики на местах», - заявил Макаров.