Макаров: Бюджет показывает единство страны перед вызовами истории
Госдума рассматривает в первом чтении проект бюджета России на 2015-2017 годы.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает поддержать бюджет России на 2015-2017 годы в первом чтении, заявил в пятницу, 24 октября, в ходе выступления на пленарном заседании нижней палаты российского парламента глава комитета Андрей Макаров.
Он отметил, что сводное заключение комитета по бюджету насчитывает 800 страниц. В него вошли выводы и аргументация всех думских комитетов, а также заключения внешних экспертов. «Это заключение Счетной палаты, самым подробным образом проанализировавшей каждый раздел бюджета, каждую цифру. Именно этот анализ и был подвергнут дополнительному изучению в комитете по бюджету. Мы рассмотрели каждую цифру, каждый раздел, мы рассмотрели каждую программу», - сообщил Макаров.
Глава думского комитета напомнил, что в 2001 году бюджет верстался, когда был 1 триллион рублей. «Сегодня этих денег в федеральном бюджете больше 15 триллионов. Вопрос об эффективности расходования средств – вот главный вопрос, который возникает в этой связи», - подчеркнул он.
Макаров пояснил, что проект бюджета сформирован в очень сложных социально-экономических условиях. «Сложность обусловлена теми системными рисками, которые в первую очередь связаны с геополитической ситуацией и введением секторальных санкций. Поэтому в данном случае, когда мы говорим о прогнозе бюджета, мне бы хотелось сказать о той задаче, которая у нас стоит в бюджете, потому что прогноз и задача очень тесно связаны», - заметил он.
«Нам необходимо реальное изменение структуры экономики. Бюджет, помимо решения своих вопросов, должен обеспечить перестройку этой структуры. И когда мы рассматриваем этот вопрос – именно эта проблема должна вставать во главу угла. Поэтому повышение эффективности использования средств, возможность решения задачи перехода к конкурентоспособной, импортозамещающей модели экономического роста – вот главные темы, которые обсуждались на комитете», - сказал Макаров.
Он заметил, что тема инвестиционного климата несколько выходит за рамки бюджета. «Однако без создания нормального инвестиционного климата в стране решение этих проблем невозможно. И в этом плане мы обсуждаем налоговые проблемы. Но, может быть, хватит нервировать бизнес и общество рассуждениями о том, какие налоги увеличивать? Мы должны сказать: увеличивать налоги в условиях кризиса нельзя. И вот, мне кажется, на этом надо поставить точку в дискуссии. Надо искать внутренние резервы», - убежден глава думского комитета.
Именно поиск резервом парламентарий назвал главным вопросом. «Есть ли эти резервы? Потому что, если резервов нет, тогда, наверное, цифры в бюджете будут недостоверными. Я буду называть цифры, которые, наверное, впервые прозвучат в публичном пространстве. Я беру программы, которые мы обсуждали, например, ФЦП «Чистая вода». Предлагается в бюджете на тему чистой воды добавить 3 миллиарда, причем снимают их с ЖКХ. Все здорово. Но я смотрю исполнение бюджета по «Чистой воде» за этот год: выделено 2 миллиарда, освоение – ноль. И вот при том, что ноль – освоение, предлагается добавить 2 миллиарда. Так может, давайте вернем на ЖКХ эти деньги во втором чтении? Там проблемы гораздо важнее, и эти деньги, может быть, там будут использованы более эффективно», - указал он.
«Мы много говорим, что мало выделяем денег на культуру. Но я смотрю программу «Туризм» - исполнение 8,7%. ФЦП «Культура России» - исполнение 16%. «Исследования, развитие науки и технологий» - исполнение 2,5%. Когда мы смотрим подпрограмму « Станкоинструментальная промышленность» - исполнение 0. Я подчеркиваю – ноль! «Лесопромышленный комплекс» - исполнение 13,3%. «Химический комплекс» - исполнение 0. Думаю, что мы опубликуем эти материалы. Они все у нас есть, и все увидят то, как идет исполнение. Но это наш огромный резерв во втором чтении. Мы должны пересмотреть все эти вопросы, чтобы решить: куда направлять средства», - подчеркнул депутат.
Макаров отметил, что Государственная Дума заложила основу для тех решений, которые предстоит принять во втором чтении. «Мы изменили Бюджетный кодекс, и сказали: хватить рассовывать в конце года все те деньги, которые не истрачены», - заметил глава комитета по бюджету и налогам.
«Больше триллиона рублей – это резервы, которые просто неэффективно тратятся», - добавил он.
Макаров также привел в качестве примера федеральные адресные инвестиционные программы. «50% всех объектов не имеют проектно-сметной документации. Это не теоретический вопрос. Когда нет проектно-сметной документации – задерживается финансирование, приходит в конце года, и возникают эти авансовые платежи. Говорить об эффективности этих расходов, естественно, не приходится. Объемы незавершенного строительства (мы сравниваем с тем, что видели на 1 января прошлого года) увеличились более чем на 60% и составляют сегодня 485 млрд рублей. Это те резервы, которые могут быть задействованы, могут быть использованы более эффективно. В проекте Постановления, который комитет по бюджету предлагает принять Государственной Думе, все эти вопросы сосредоточены вместе», - обратил он внимание.
«Мы точно убеждены в том, что реальная доработка бюджета возможна. Более того, мы работаем в постоянном контакте с правительством. И мне кажется, нашли очень хорошее понимание. Любая информация, которая запрашивалась, от любого министерства, от правительства, представлялась буквально в течение одного дня. Сегодня мы можем говорить о том, что стоит за каждой цифрой. Мне кажется, это и есть та база, на которой мы можем строить работу во втором чтении. Сегодня обсуждение бюджета – это не просто обсуждение вопроса о том, куда и как направить деньги. Бюджет, в первую очередь, - это документ, который является гарантией финансового обеспечения социальных обязательств государства. Я надеюсь, навсегда прошло то время, когда вместе с бюджетом мы приостанавливали действие таких гарантий», - заявил Макаров.
Он также подчеркнул, что все социальные гарантии государства в трехлетнем бюджете финансово обеспечены. «Тот законопроект, который мы сегодня предлагаем принять в первом чтении, и является этой гарантией финансового обеспечения социальных обязательство государства», - убежден депутат.
«Безусловно, есть очень много важных вопросов. Например, уровень жизни. Серьезно повышаются пенсии. Может быть, недостаточно быстро. Уменьшается количество людей, живущих за чертой бедности. Это справедливо. Но, при этом, мы забыли с вами другую проблему – это то, что у нас с вами заработная плата растет гораздо выше, чем производительность труда. Ни одна экономика мира этого не выдержит. Тогда какой ключ к решению этой проблемы? Мне кажется, ключом к решению вот этих проблем является безусловное выполнение Указов президента. Я хотел бы обратить внимание – когда мы обсуждали Указы президента, у нас обычно вспоминают только Указ о повышении заработных плат. А ведь в Указах и производительность труда, и инвестиционные положения, и так далее – вот эти положения не выполняются», - обратил внимание Макаров.
«И когда мы говорим о доработке государственный программы – хватит отчитываться. Это я говорю сейчас для отдельных представителей министерств и ведомств. Надеюсь, что они сейчас это слышат. Все программы должны быть доработаны в первую очередь. Указы президента в основе этих программ, и вот в этом как раз и ключ к решению тех проблем, о которых мы говорим», - добавил он.
«Уважаемые коллеги, можно очень много говорить об этом бюджете, я бы все-таки отослал всех депутатов посмотреть тот тяжелый труд, который был проделан нами всеми совместно – это не только комитет по бюджету, это на самом деле все комитеты, которые представлены вашему вниманию. Я думаю, что сегодня во всем мире смотрят на то, едины ли мы в тех условиях, в которых оказалась наша страна. А бюджет - это именно тот документ, который доказывает единство страны, единство ее политической элиты перед теми вызовами, которые поставила история. Поставили наши, мягко сказать, недоброжелатели. Комитет по бюджету предлагает поддержать бюджет в первом чтении и доработать его в связи с высказанными замечаниями во втором чтении», - заключил Макаров.