Макаров: Закон о деофшоризации - это закон-предложение, закон-предупреждение
Государственная Дума в первом чтении обсудила законопроект, направленный на деофшоризацию российской экономики.
Выступая с содокладом, председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил:
- Я хотел бы начать с одной цитаты. 12 декабря 2012 года, Послание Президента Федеральному Собранию: "Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики". И приводится всего одна цифра: 9 из 10 существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая и компании с госучастием, заключаются за рубежом и не регулируются российским законодательством.
Прошел год тяжелейшей работы. Когда поправки, тексты предложений, различные проекты обсуждались со всеми структурами бизнеса, всеми министерствами, и казалось бы работа подходит к концу, но - декабрь 2013 года, и я снова открываю Послание Президента Федеральному Собранию. Он говорит: «В прошлом году я говорил о задачах по деофшоризации». Напоминаю, он привел сделку по ТНК BP за границей, напомнил о том, что через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов, - вот результат того, что год обсуждалось, и что произошло за тот год пока закон не принимался.
И вновь прошел еще один год. Я привел сейчас эти цитаты ля того, чтобы стало понятно, задача, поставленная Президентом РФ должна быть решена. К сожалению, ее обсуждение со всеми: и с бизнес-сообществом, и с экспертами в настоящее время все больше сводится не к тому, как улучшить содержание закона, а как сделать так, чтобы закон не принимался по возможности еще один год. И в данном случае комитет, когда рассматривал данным законопроект, исходил в первую очередь из того, что этот законопроект надо принять.
Хотелось бы сказать огромное спасибо нашим коллегам из всех фракций, которые приняли на себя ответственность внести подготовленный всеми нами законопроект на рассмотрение парламентом. Теперь наша задача состоит в том, чтобы этот законопроект как можно быстрее стал законом.
Означает ли это, что у законопроекта нет недостатков, что это истина в последней инстанции? То что два года не могли договорится по деталям, означает, что не нет предела совершенству, есть что менять. Однако я хотел бы обратить внимание на самое главное: это закон - предложение, предложение определиться, сделать выбор, где вы: в Российской Федерации или работаете там. Вы выберите сами. Этот закон - это предложение.
И если вы обратите внимание, авторы законопроекта говорят: ответственность за то, что кто-то попробует и дальше скрывать имущество, свои доходы в офшорах, наступает по закону только с 2017 года, то есть авторы на самом деле дают время для того, чтобы этот выбор сделан был сознательно. Но при этом они совершенно справедливо ставят вопрос о том, что уже с 1 января возникает обязанность дать информацию, то есть раскрыться. А вот дальше, где ты хочешь работать, в России, в офшорах, за границей - это твое право (выбрать).
Мне кажется, что на сегодняшний день и комитет, рассматривая законопроект, разделил именно эту позицию: это закон-предложение и закон-предупреждение. Вы знаете условия, вы знаете, какие обязанности на вас возлагаются, сделайте выбор или ответственность будет неминуемой.
У нас с вами будет время, чтобы дорабатывать детали законопроекта. Более того, я думаю, что надо посмотреть возможности, чтобы такие вопросы, как амнистия капитала, вопросы поощрения бизнеса для того, чтобы он возвращался к нам в страну, были рассмотрены и дополнены Налоговый кодекс, другие законодательные акты, защита собственности, но это работа, которую еще предстоит провести.
Мы предлагаем установить очень короткий срок поправок, чтобы уже в следующий вторник вынести его на второе чтение, закон должен быть принят до 1 декабря, опубликован и вступить в силу с 1 января 2015 года.