Андрей Макаров: мы готовы работать вместе с Правительством
Сегодня, 30 января, выступая в ходе «правительственного часа», председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил: - Эмоциональность сегодняшнего вопроса вполне понятна. Но если мы собрались здесь не для того чтобы просто поговорить – эту эмоциональность придется отложить в сторону.
Правительство представило план, подчеркиваю, первоочередных мер, определило те сектора экономики, сектора жизни нашей страны, которые нуждаются в сиюминутных, немедленных, первоначальных мерах поддержки. Это не просто право Правительства, это обязанность Правительства, его полномочия по Конституции как высшего государственного органа исполнительной власти. И не случайно эти меры подписаны и введены в действие распоряжением Председателя Правительства. Правительство их предложило парламенту, и Правительство несет за них полную ответственность.
Но это лишь первая часть той задачи, которую поставил Президент перед Правительством. А вторую часть – встретиться с депутатами Государственной Думы и обсудить те параметры плана – мы выполняем сегодня. И тут я хочу процитировать задачу, которая была поставлена Президентом: добиться максимальной консолидации на уровне принятия решений исполнительной и законодательной власти. Можем ли мы в этой ситуации занять позицию критики со стороны, стороннего наблюдателя? Можем ли мы в этой ситуации это сделать? На самом деле это тот главный вопрос, на который нам сегодня предстоит ответить. Кстати, критиковать любую программу гораздо легче, чем ее предложить. Самое сложное – даже со всеми ошибками, даже со всеми недостатками – это реально что-то подготовить для обсуждения.
В этой ситуации, мне представляется, нам сегодня предстоит решать три основных направления задач. Первое из того, что произошло – это первоначальное обсуждение того плана, который представило Правительство. И когда мы обсуждаем эти первоначальные меры, когда мы обсуждаем сектора, которые нуждаются в поддержке, я думаю здесь (если убрать эмоции) все сказали, что это следует поддержать. Это единая, на самом деле, была высказана позиция. Никаких замечаний, за исключением того, что, конечно, надо обсуждать каждый пункт – как они будут реализовываться. Но эту часть работы, которая выполнена, безусловно, следует поддержать.
А вторая, и это очень важно, мне кажется, сегодня мы услышали, на самом деле, новые нотки. Правительство, выполняя решение Президента, пришло к нам и протянуло руку – оно предлагает работать вместе.
Значит, две задачи, которые возникают. Первое, выработать алгоритм той работы, которую необходимо выполнить, по доработке того плана, который представлен. А здесь очень сложная задача. Ведь меняется ситуация. У нас еще нет прогноза социально-экономического развития. А главное, на самом деле, сложности, которые стоят перед всеми нами – это то, что очень серьезна непредсказуемость развития ситуации: что придумают наши коллеги из-за рубежа мы сегодня с вами не знаем. И следовательно, завтра могут появиться новые вызовы, на которые надо будет немедленно реагировать. Значит, эта система, которую мы должны сейчас создать, должна быть максимально гибкой, она должна быть способной оперативно реагировать на любые изменения ситуации. И Правительство предлагает нам вместе подумать и создать такую систему.
Третья задача – о ней сегодня говорили все фракции – это определить порядок совместной работы по подготовке уже полноценной антикризисной программы, которая должна включать в себя, кроме первоначальных необходимых мер, меры по изменению, строго говоря, экономической модели (об этом мы много здесь говорили), по необходимым структурным реформам и, наконец, по улучшению качества управления – давайте не будем скрывать, это тоже абсолютно необходимо. И хотя это вроде бы разные направления, только соединяясь вместе, они дадут реальный результат.
Опять же хочу напомнить слова Президента, что решая даже сиюминутные задачи, мы должны не разбрасывать деньги в различные отрасли, а менять структуру экономики. Следовательно, мы не можем сказать, что меры, которые сегодня принимаются, а потом мы уже предложим какие-то другие структурные меры. Они должны быть согласованы друг с другом. Отсюда, Александр Дмитриевич (Жуков – ред.) уже многое сказал из этого, инструменты парламента. Что мы можем в этом плане говорить? Кстати, об этом говорил и Игорь Иванович (Шувалов – ред.). В первую очередь, это инструменты бюджетной, налоговой политики, это инструменты таможенно-тарифного регулирования. Напомню, законом о парламентском контроле, который мы с вами принимали, практически обязывается Правительство представлять все документы предварительно. Наверное, наше участие на этом этапе очень важным является. Вот здесь мы можем предлагать и законопроекты, мы можем предлагать механизмы их решения, мы можем предлагать конкретные меры. Более того, у всех комитетов есть свои предложения по законам, которые надо принять.
Почему я назвал эти три основные направления? Давайте, возьмем условно налоги. В прошедшем году у нас на 25% сократилось потребление водки. У нас что, пить меньше стали? Нет, это результат нашей акцизной политики. Просто люди стали пить паленую водку. Разве мы это не обсуждали? Хочу предупредить Правительство: у вас на следующий год будет тоже самое по табаку. Вот те меры, которые надо сегодня обсуждать.
А те меры, которые требуют сиюминутного решения? Вот мы сейчас столкнулись по одному из законов по этому поводу. Необходимо было принимать налоговые решения по тем законам, которые мы принимали в декабре вместе с Правительством. Они не приняты! Почему? Потому что кто-то объясняет: а Правительство внесет свои законопроекты. Так вот я могу сказать: непринятие этих законов в январе означает – 1,5 млрд потерь АСВ – вот уже сейчас, в январе. И вопрос в том: кто вносит эти законопроекты? Неужели сегодня так важно по-прежнему перетягивание каната? А таких законопроектов очень много – я подчеркиваю. Нам необходимо в связи с этим, чтобы были пересмотрены подходы к налоговой политике, о которой мы говорим, как с точки зрения 2015 года, так и с точки зрения трехлетней перспективы. Только тогда задачи, которые стоят, будут совмещены между собой.
Я не хотел бы сейчас оценивать какие-то отдельные мероприятия и планы. Я думаю, что Игорь Иванович абсолютно прав: в течение недели мы могли бы дать свои предложения, потому что когда нам говорят, что будет снижен верхний предел, установленный в Налоговом кодексе для малого бизнеса, до 500 тысяч рублей – я хотел бы напомнить, что сегодня это право у регионов есть: снижать до 0. Простите, мы сейчас увеличиваем их возможности, или наоборот уменьшаем?!
Я пониманию ситуацию, в которой готовилась программа. Более того, я думаю, что большинство предложений абсолютно правильны, но все эти вопросы, относящиеся к налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политике должны быть сверены с теми законами, которые нам предстоит принимать. Нам ошибаться нельзя.
Теперь несколько слов о бюджете. Я пропускаю очень многое, и говорю только то, что относится к сфере действия нашего комитета. Сегодня были обозначены главные вопросы, но я хотел бы обратить внимание - Президент говорит: необходимо в реальном выражении сокращение бюджета на 5%. Кстати, по 2015-ому году – это 855 млрд рублей. Но за счет чего, говорит Президент, их надо сократить? За счет сокращения издержек и за счет неэффективных расходов! Я не уверен, что то решение о доведении лимитов на 10% меньше всем – это правильное решение, и находится в духе того, что сказал Президент.
На мой взгляд, к этому решению надо вернуться и пересмотреть его в рамках той работы, которую только предстоит сделать.
Другое дело – палить резервы сегодня. Просто вбрасывать деньги сегодня куда-то, не понимая, какую отдачу они дадут, - это путь в никуда. Стабильность, бюджетная стабильность, - это важнейший фактор. Нельзя палить резервы! Сегодня отношение к нам за рубежом соотносится в первую очередь с тем, что все понимают - наших резервов достаточно, чтобы пережить кризис. Если завтра мы растратим эти резервы, мы получим совершенно другое отношение к себе. С нами просто перестанут считаться.
И наконец, Игорь Иванович, когда допускают сокращение средств Счетной палаты, а Президент дает дополнительные полномочия, и мы слышим какие решения надо принимать, какие исследования придется проводить Счетной палате, так там не сокращать, а увеличивать штат надо. То же самое касается Федеральной налоговой службы. А Росреестр, который мы хотим сократить? Ведь мы же перешли на кадастровую оценку и знаем, что проблемы не в налоговом законодательстве, а в качестве кадастра. Туда надо срочно вбрасывать средства с тем, чтобы в 2016 году граждане не столкнулись с гораздо более серьезными проблемами, чем сейчас есть.
Кстати, заметьте, когда Счетная палата говорит: 7,5% неэффективных расходов только в прошлом году, посчитайте, мы можем сокращать не 850 млрд, а гораздо больше. Напомню, на 1 января 2014 года у нас с вами дебиторская задолженность – 2 трлн 300 млрд. Слава Богу, Правительство начало эту работу, и вы возглавляете комиссию по эффективности. Парламент дал вам полномочия создать по существу антикризисный фонд, и целый ряд неэффективных расходов в этот фонд перешел. Но дебиторская задолженность с начала 2015 года увеличилась почти на 2 трлн, то есть неэффективные расходы продолжают возрастать. И здесь нужны принципиальные решения, которые действительно позволят сокращать неэффективные расходы. На самом деле люди будут судить об эффективности нашей деятельности по нашей готовности эти неэффективные расходы сокращать.
Есть одно предложение, пункт плана, с которым я не могу согласиться. Это пункт 13. Наш комитет будет ставить вопрос о его исключении. Когда Правительство предлагает разрешить ему без внесения изменения в бюджет просто перераспределять бюджетной росписью. Мы считаем, что это абсолютно недопустимо. Но как я понимаю сегодняшнее ваше выступление, вы предлагаете вносить изменения в бюджет, и необходимо дальше уже вносить изменения в госпрограммы. Мы дадим, безусловно, право Правительству продлить сроки для решения этих вопросов в госпрограммах, но мы не готовы дать право просто перераспределять это без парламента.
Вы извините, я понимаю прекрасно, что у нас две беды в России – инфраструктура и менеджмент. Я говорил о текущих задачах, а вот о том, что касается структурных реформ, к сожалению, времени не хватило. Вот, не дай Бог, чтобы в нашей работе нам снова не хватило времени именно на структурную работу, на улучшение качества управления, с тем, чтобы вот в этой текучке, которая очень важна, мы вновь до следующего кризиса не отложили эти структурные реформы. В этом плане комитет по бюджету, я уверен, вся Дума готова работать вместе с Правительством. И если такое поручение сегодня Государственной Думой будет дано, комитет по бюджету срочно соберется сейчас, предложит проект постановления, в котором мы изложим все те вопросы, которые звучали в этом зале. И мы готовы немедленно приступить к его реализации.