Среда, 18 Декабря 2013

20 ноября 2013 года. Москва. Выступая на пленарном заседании в ходе рассмотрения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", председатель комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил:

- Несколько слов о поправках к бюджету на 2013 год. Если вы позволите, я напомню сейчас о том, какие решения мы с вами принимали, как они реализованы в поправках, что мы предлагаем, и потом перейдём к таблице поправок.

Всего внесено 76 поправок. Из них 66 - к принятию, 10 - к отклонению. Но в любом случае в той или иной степени они учтены. Всего в итоге получается перераспределение средств в размере 373 миллиардов рублей.

И теперь я просто напомню, что мы с вами, когда принимали бюджет 2014 года, давали поручение комитету по бюджету, какие вопросы должны быть решены в течение 2013 года, то есть до завершения этого года.

Первое, это ликвидация, последствий стихийного бедствия на Дальнем Востоке – всего на это пойдет 40,3 миллиарда рублей с учётом средств, уже выделенных правительством. И во втором чтении, я напомню, мы приняли решение о проведении реструктуризации задолженности тех регионов, которые находятся в Дальневосточном округе. Сумма, которую получат регионы в результате этой реструктуризации, составит 5,6 миллиарда рублей. Эти средства не связаны, регионы могут направить их на помощь пострадавшим, на реализацию Указов Президента и т.д. То есть это свободные средства, которые появятся у регионов дополнительно к тому, о чём мы говорили.

Следующий вопрос. Мы говорили о необходимости снижения нагрузки на региональные бюджеты. 50 миллиардов рублей дополнительных кредитов выделено на эти цели. Они очень важны именно сейчас, в конце года. Это значит, что дешевые бюджетные кредиты заместят коммерческие кредиты, которые регионы были вынуждены брать, чтобы выполнять свои обязательства.

Что мы сделали во втором чтении? Мы договорились с Правительством и снизили ставку рефинансирования по этим кредитам. Если до сих пор она была 1/2 ставки рефинансирования, теперь эта ставка будет равняться 1/3. И если мы посчитаем эту разницу, то увидим, что это еще несколько миллиардов чистой финансовой поддержки регионов.

Следующий вопрос. На оказание дополнительной помощи субъектам Федерации ко второму чтению мы нашли в бюджете дополнительно к тем 13 с лишним миллиардов, которые уже есть, еще 4,5 миллиарда рублей.

Хочу сразу оговориться ещё об одном обстоятельстве. Если помните, когда мы слушали бюджет 2014 года, Счётная палата справедливо, да и мы с вами об этом много раз говорили, указывала на то, что до тех пор, пока мы не начнём снимать с ведомств те деньги, которые они не использовали в течение года, а используют в конце декабря, для того чтобы показать хорошую отчётность, изменений не наступит.

Мы, честно говоря, рассчитывали, что будем это делать со следующего года - о чём я и говорил с этой трибуны. Так вот, из этих 4,5 миллиардов 2 миллиарда мы сняли с того ведомства, которое не использовало эти средства в течение года, и направили их в помощь региональным бюджетам.

Следующий вопрос. Фонд содействия реформированию ЖКХ. Напомню, что профильные комитеты рекомендовали выделить на эти цели 20 млрд рублей в 2014 году. Мы подготовили поправку, предусматривающую уже в 2013 году выделение на эти цели более 33,9 млрд рублей. Эти деньги поступят в Фонд прямо сейчас, что позволит незамедлительно начать решать проблему расселения аварийного и ветхого жилья.

4,7 миллиарда, как я уже докладывал вам, пойдут на технические средства помощи инвалидам.

В соответствии с вашим поручением на строительство жилья для военнослужащих выделяется дополнительно 10 миллиардов рублей.

А теперь просто несколько примеров уже более точечной настройки, которую предлагается сделать в 2013 году.

На выплаты пособий лицам, являющимся спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, дополнительно выделено 375 миллионов.

Имущественный взнос в Российский научный фонд - мы приняли в прошлом году закон о его создании - который пойдёт на прорывные исследования. Чтобы фонд начал работать уже в 2013 году, мы смогли найти 1 миллиард рублей.

На осуществление технической и технологической модернизации сельского хозяйства - 2 миллиарда рублей направляем через Росагролизинг.

И, наконец, 30 миллиардов рублей направляются на кредитование сезонных сельскохозяйственных работ. Будет задействован тот традиционный механизм, который мы с вами используем в последние годы, - через Россельхозбанк. Еще раз хотел бы подчеркнуть, 30 миллиардов рублей.

Мы говорили о поддержке молодёжи. На проведение ежегодного Всероссийского конкурса молодёжных проектов мы нашли 100 миллионов рублей. Важнейшая, безусловно, тема.

Наконец, хотел бы сказать об одной поправке, которая не вошла в свод поправок, но которую я просил бы вас рассмотреть. Она является результатом того, что работа над бюджетом носит постоянный характер. Буквально вчера, мы вместе с Правительством - это и Министерство здравоохранения, и Министерство финансов, - нашли, что, оказывается, при проведении конкурсов по закупке лекарств за счёт снижения цены (я подчёркиваю, не за счёт того, что меньше лекарств закупили, а за счёт снижения цены) было израсходовано на 1 миллиарда 400 миллионов рублей меньше.

Так вот этот 1 миллиард 400 миллионов мы предлагаем сегодня направить на завершение строительства двух онкологических диспансеров в Курске и в Пскове. То есть, на те диспансеры, которые находятся в высокой степени готовности, но где, к сожалению, заморожено строительство в связи с отсутствием денег, мы предлагаем направить эти сэкономленные деньги. Эту поправку подписали: председатель комитета по охране здоровья и, с вашего позволения, ваш покорный слуга. Мы считаем необходимым ее рассмотрение парламентом с тем, чтобы сэкономленные деньги не пропали.

Одновременно хотел бы обратить внимание на очень важное обстоятельство. Мы с вами пришли к выводу, что те доходы, на которые рассчитывает Правительство, даже в 2013 году могут быть не достигнуты, что уровень роста ВВП будет ниже, следовательно, этих доходов не будет.

В связи с этим мы предлагаем предоставить возможность Правительству принять решение о расходовании 200 миллиардов рублей из Резервного фонда на покрытие того дефицита, который может образоваться в связи с непоступлением этих доходов.

Поскольку аналогичный вопрос мы будем обсуждать при рассмотрении бюджета 2014 года, я не буду больше пока аргументировать эту позицию. Скажу лишь только, что это решение историческое: тратить деньги Резервного фонда в тот момент, когда их не хватает, а не тогда, когда это предлагают гении финансовой мысли.

Наконец, следующий вопрос, на который бы хотелось обратить внимание. Мы считаем необходимым по итогам рассмотрения 2013 года, не дожидаясь того времени, когда пройдёт отчёт по 2013 году, дать определённые поручения Правительству и нам самим, которые надо будет исполнить уже в 2014 году. Но я повторяю, это результат того рассмотрения поправок к бюджету 2013 года, который сегодня представляется вашему вниманию.

Мы поручаем Правительству провести анализ всех объектов капитального строительства и до 1 апреля представить нам предложения о сокращении объектов незавершённого строительства. Мы считаем, что это важнейший показатель, а не то, что очередной раз мы перераспределим деньги с проектов без проектно-сметной документации, которые спустя год будем опять снимать и перераспределять куда-то еще.

Наконец, важнейший вопрос - о том, что некоторые регионы не истратили деньги. По детским садам мы решили, они остаются в регионах, вернутся в конкретные сроки – 1 февраля, и будут использоваться на те же цели. Но ведь у регионов есть и другие субсидии, другие средства, а по этим деньгам, к сожалению, сейчас у нас существует порядок, когда они вынуждены перевести их в бюджет, а дальше ждать, когда же они вернуться и вернутся ли вообще.

Мы в данном случае ставим срок Правительству сделать это не позднее 1 марта. Это поручение войдёт в проект постановления, которое мы будем предлагать к 2014 году, но оно происходит из анализа 2013 года.

Ну, и наконец, по результатам рассмотрения 2013 года мы считаем необходимым, дать поручение бюджетному комитету, совместно с Правительством и Счётной палатой Российской Федерации подготовить изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Какие эти изменения?

Первое. Сокращение количества оснований, я подчёркиваю, резкое сокращение количества оснований для внесения изменений в показатели в сводной бюджетной росписи без внесения изменений в бюджет.

Вообще это должно стать исключением, когда, кто бы то ни было вносит изменения в бюджет решением финансовых или каких угодно других органов. Это прерогатива парламента, и никто кроме парламента этого делать не имеет права. Есть исключительные случаи, которые должны быть напрямую прописаны в Бюджетном кодексе, но я повторяю, это должны быть исключительные случаи. Мы даём это поручение не Правительству. Мы даём это поручение самим себе, чтобы его выполнить. И я думаю, что мы его выполним.

Мы должны установить норму Бюджетного кодекса, когда в регионы должны возвратиться те средства, которые переходят через 31 декабря, с тем, чтобы регионы могли реально планировать свои бюджеты.

Мы считаем необходимым дать поручение Счётной палате провести мониторинг использования бюджетных ассигнований, которые мы выделяем в виде взносов в уставные капиталы открытых акционерных обществ, при этом особое внимание обратить на акционерное общество "Особые экономические зоны". Осуществить мониторинг, провести экспертно-аналитическое мероприятие по оценке всех тех налоговых льгот, которые мы дали из федерального бюджета, как они используются, и какой эффект имеет использование этих льгот.

Мы просим Счётную палату одновременно провести исследование о том, как всё-таки решается вопрос о передаче земель для обеспечения нужд обороны, безопасности и т.д. Мы приняли с вами закон (№ 202-ФЗ от 29.11.2012 – ред.), но ни земель не передали, ни налоги не платят. Просим Счётную палату провести соответствующее исследование и представить его результаты в парламент для того, чтобы мы могли принять решение.

Ну и наконец, исходя из того поручения, которое мы давали Счётной палате по "Росагролизингу" и которое показало свою справедливость в прошлом году, мы просим Счётную палату продолжить этот мониторинг и по-прежнему ежеквартально представлять нам его результаты.

А одновременно даём поручение Правительству обеспечить безусловное исполнение Указа Президента № 1564 о строительстве тех самых четырёх электростанций, на которые выделялось 50 миллиардов рублей. И дополняем его поручением рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, виновных в срыве выполнения данного Указа в 2013 году. Мы считаем, что такие вещи не могут оставаться безнаказанными.

Вот те основные поправки, на которые я хотел бы обратить ваше внимание, которые комитет считает чрезвычайно важными.